МИСТЕРИЯ ПАВЛА ЧЕЛИЩЕВА
23 апреля – 18 июля 2021
Настоящая выставка приурочена к выходу в свет альбома-монографии «Павел Челищев» известного российского историка искусства Георгия Коваленко в серии «Художники русской эмиграции», издательство «Искусство – XXI век», руководитель издательского проекта Наталия Гордеева, дизайнер серии Николай Калинин, при участии Натальи Кутеповой. В книге 380 страниц, 251 иллюстрация.

Это первое серьезное искусствоведческое исследование о художнике. Ни одному из авторов книг и статей к многочисленным каталогам выставок не удавалось так близко подойти к авангардной фигуре Павла Челищева. Георгий Коваленко всеобъемлюще разобрал театральное искусство Павла Челищева, невероятно опередившее время и возможности современников оценить его радикальную эстетику. Автору удалось существенно продвинуться в анализе живописных трансформаций художника.

Павел Челищев – художник, поражающий масштабом и своеобразием дарования. Мы причисляем П. Челищева к представителям русской эмиграции «первой волны», но сам художник, русский по происхождению и воспитанию, считал себя человеком мира, «данником госпожи Природы», и это вполне соответствовало его философско-художественному осмыслению сущности мироустройства.

Театровед, Георгий Коваленко подробно представил читателю новаторскую сценографию балетов «Ода», «Странница», «Балюстрада» и спектакля «Ундина». Эти грандиозные постановки теперь стали зримы для читателя, не канули в прошлое вместе с теми, кто мог их видеть. В спектакле «Ода» (1928) на почти пустой сцене Челищев орудовал светом, заменяя им традиционные декорации. Зрелище вполне современное для театра ХХI века.

В живописи он был не менее свободен. Не примыкая ни к одному направлению, он лишь улавливал ход ее развития, используя достижения в своих художественных целях. Исчерпав одни приемы, Челищев перемещался к другим формальным и цветовым решениям. С годами художник ставил перед собой все более сложные художественные и философские задачи. Взаимосвязь пространства и времени, их метаморфозы, овладевавшие мыслью мастера, двигали его живопись от «фигур в пространстве» 1920-х к «энергетическим» конструкциям 1950-х годов.

Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ представляет четвертую выставку Павла Федоровича Челищева. В экспозиции – более 40 работ, среди которых станковая живопись, ранние театральные эскизы и платье-костюм к балету «Ода». Среди новых приобретений, возвращенных частными коллекционерами в Россию, публика увидит следующие произведения: «Портрет Рене Кревеля» (1925), «Испанская танцовщица» (1930), «Французский театр» (1931), «Стоящий спаги» (1931), «Коррида», «Матадор» (обе –1934), «Портрет Аллан Рос» (1937), «Маки» (1939), а также 10 костюмов к «Деревенским картинкам» Русского романтического театра, эскизы декораций к балету «Боярская свадьба» (1922) и опере «Золотой петушок»(1923). На выставке также представлены знаковые работы художника – натюрморт «Корзинка с клубникой» (1925), «Обнаженный в пространстве» (1927), «Портрет Эдит Ситуэлл» (1927), портреты Чарльза Форда (оба–1933), «Фата-Моргана» (1940), «Детство Орсона»(1940), «Сюита Жар-Птицы»(1942), «Золотая ваза» (1955).

Фигура Павла Федоровича Челищева все больше интересует русских коллекционеров. В 2006-2007 году в галерее НАШИ ХУДОЖНИКИ прошла его первая в России персональная выставка. С тех пор наши частные коллекции существенно пополнились произведениями художника. Уточняются истоки, обстоятельства его творчества, мотивы произведений, – поле для исследования остается.

КУРАТОР ВЫСТАВКИ
Наталия Курникова