НАДЕЖДА ЛЕРМОНТОВА

8 февраля – 22 апреля 2018
Галерея «Наши художники» предлагает публике открыть еще одно неизвестное имя – Надежды Владимировны Лермонтовой (1885–1921). Настоящий проект является ее первой персональной выставкой.

В экспозиции собрано около 50-ти живописных и графических произведений, 7 из которых принадлежат Русскому музею, остальные предоставлены московскими и петербургскими коллекционерами, наследниками художницы. Для того, чтобы объемно показать творчество Надежды Лермонтовой галерея организовала высокопрофессиональную фотосъемку фресок в храме свт. Василия Великого в Овруче (Житомирская область, Украина) и воссоздала их изображение на выставке.

Надежда Лермонтова училась у Льва Бакста в школе Елизаветы Званцевой и была одной из лучших. Широко образованная, эстетически чуткая, с прирожденным чувством цвета, Лермонтова находилась «на одной волне» с учителем, который особенно ценил ее колористический дар. Бакст выделял ее работы среди других учеников, и это провоцировало попытки ей подражать, как правило, неудачные. Буквально за десятилетие Надежда Лермонтова превратилась в большого художника. Пик ее творчества пришелся на 1910-е годы, когда художественная жизнь России бурлила, и всевозможные радикальные идеи будоражили зрителя. Но Лермонтова, находясь в непрерывном живописном поиске, оставалась верна принципу сочетания качества и содержания в произведении.

Живое воображение, способность выходить за рамки обыденного, свобода в воплощении своего видения, – все это определило неповторимый стиль искусства Надежды Лермонтовой. В нем нашли своеобразное сочетание символизм, модерн, экспрессионизм.

Развернутая в залах галереи экспозиция позволяет проследить творческую эволюцию и приоритеты художницы. Как и Лев Бакст, Надежда Лермонтова показала себя оригинальным интерпретатором древнегреческих тем и образов (картины «Леда», «Сфинкс», «Язон, заклинающий дракона», иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия). Она очень интересна и своими мастерскими портретами, среди которых такие шедевры как: «На диване. Автопортрет» (Русский музей) и «Портрет А.В.Л.». Произведения «Воспоминание Крыма (Рыбка)», «Поющий сарт» (Русский музей) и «Матсура (Воспоминание Самарканда)», связанные с путешествиями Лермонтовой в Крым и Самарканд, свежи и колоритны. Образ родного Петербурга, романтичный, мистический и ироничный, запечатлен в работах «Девочка в красном», «Перед грозой», «На балконе», «На пароходике по Неве» (Русский музей).

Особое место в творчестве Н. Лермонтовой занимают полотна «Четыре ощущения», «Посвящается памяти поэта», «Обратная бездна (?)» – размышления о вечных категориях бытия,обостренные постоянной борьбой с тяжелой болезнью.

Наследие художницы невелико, ее жизнь оборвалась рано, сведения о ней не были точны и достаточны. Благодаря воспоминаниям, оставленным сестрой художницы Александрой, мы смогли начать осмысление ее наследия. Елена Теркель, автор статьи в каталоге, подняла большой архивный материал, который обеспечил достоверность искусствоведческого исследования и позволил создать живой образ Надежды Лермонтовой.

В подготовленном к выставке каталоге отражены все стороны ее творчества: станковая и монументальная живопись, журнальная, книжная, театральная и станковая графика. Большинство произведений впервые вводятся в научный оборот.

КУРАТОРЫ ВЫСТАВКИ
Наталия Курникова