АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВ. ВОСТОК

26 апреля – 7 июля 2019
Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ предлагает вниманию зрителя еще одну выставку Александра Яковлева (1887–1938), выдающегося художника и неутомимого путешественника, без которого не мыслится русский Серебряный век, эмигранта, без которого русское сообщество изгнанников во Франции выглядело бы бледнее.

Уже в начале 1920-х он поразил европейскую публику точными, колоритными образами Дальнего Востока. Работы, созданные во время и по материалам дальневосточного пенсионерского путешествия (1917–1919), принесли Яковлеву успех и известность. Экзотические африканские и восточные модели привлекали художника и в Париже, а экспедиции в Африку и Азию, организованные автомобильным концерном «Ситроен» (в 1924–1925 и 1931–1932), стали важнейшими событиями жизни этого смелого, спортивного и талантливого человека, обеспечив богатым материалом для работы. «Черный» и «Желтый» рейды вошли яркими явлениями в европейскую историю ХХ века.

Осенью 2017 года Галерея впервые в России представила художника и этнографа Александра Яковлева широкой публике. Зрители смогли увидеть его живопись и графику из трансафриканской экспедиции, а также коллекцию предметов декоративно-прикладного искусства народов Африки, относящихся ко времени «Черного рейда».

Теперь впервые в России будут объемно показаны его произведения, связанные с путешествиями на Восток и творческим освоением самобытного мира Азии. Пейзажи, портреты, сюжетные композиции – 30 произведений художника из частных коллекций собраны в экспозиции галереи «Наши художники». Ряд работ относится к дальневосточной серии пенсионерского периода: «Женская ложа Пекинской оперы» (1918), «Генерал Ма Су из пьесы «Падение Цзетина» (до 1922), «Женщина Манчжу» (1919) и другие. Значительную часть экспозиции составляют рисунки и живопись из трансазиатской экспедиции «Желтого рейда»: «Караван-сарай в Афганистане», «Старый афганец. Себзевар», «Султан-Мир, бой Александра Яковлева. Сринагар» (все – 1931), «Китаянка», «Портрет вьетнамской принцессы Льем» (оба – 1932) и другие.

«Желтый рейд» продолжался примерно год и был прерван до срока из-за внезапной кончины его руководителя Ж.-М. Хаардта. Маршрут прошел через Ливан – Сирию – Ирак – Персию – Афганистан – Британскую Индию (Пакистан, Кашмир) – Памирские перевалы – Китай (в т.ч. Синьцзян, Внутреннюю Монголию) и Французский Индокитай (Вьетнам) и составил более 12 тысяч км. В 1933 году в Париже состоялась премьера документального фильма «Желтый рейд», а в галерее Шарпантье по итогам экспедиции была проведена персональная выставка Александра Яковлева, включившая свыше трех сотен его работ. Спустя год пятьдесят из них вошли в роскошный альбом «Александр Яковлев. Азиатские рисунки и живопись», выпущенный известным французским издателем Л. Вожелем.

Это рискованное и трудное путешествие нашло свое отражение в путевом дневнике Александра Яковлева. Его публикацию, так же как и ранее – «африканских записок» художника, – подготовило к печати издательство «Искусство–XXI век» совместно с Российским Государственным архивом литературы и искусства. Книга «А. Е. Яковлев. Желтый рейд. Путевой дневник путешествия по Азии в экспедиции автомобильного общества «Ситроен», 1931–1932» (дизайнер Оксана Салыкина, редактор и комментатор Наталия Борисовская, вступительная статья Александра Якимовича) впервые знакомит читателя с записями Александра Яковлева о наиболее впечатляющих событиях автопробега «Желтый рейд» и содержит альбом произведений художника, созданных во время и по материалам поездки. Таким образом, отечественный зритель сможет получить полное представление о второй знаменитой французской экспедиции, увидев ее глазами выдающегося русского художника.

КУРАТОРЫ ВЫСТАВКИ
Наталия Курникова