ЦВЕТНОЙ ВЕЙСБЕРГ

25 мая – 15 июля 2018
Галерея «Наши художники» проводит выставку «Цветной Вейсберг» – третью в серии «Шестидесятники». Два первых масштабных проекта «Василий Ситников и его школа» и «Александр Харитонов. Воскресение» состоялись в 2009-м и 2012-м гг.

На этот раз внимание сосредоточено на творчестве Владимира Вейсберга, а именно на его раннем периоде. В экспозиции представлено 30 работ – из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (12) и коллекций семей Евгения Нутовича и Игоря Сановича, из собраний Инны Баженовой, Игоря Маркина, Марка Курцера, Тамаза и Иветы Манашеровых и других частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.

Владимир Вейсберг (1924–1985) – выдающийся русский художник и теоретик искусства. Он принадлежит к поколению художников, становление которых пришлось на эпоху «оттепели». В своем творчестве он прошел путь от импрессионистически-красочной живописи к светлым, почти монохромным картинам. В отличие от многих своих современников Вейсберг не ставил перед собой задач поразить или эпатировать современного ему зрителя, но стремился сказать новое слово в истории живописи.

Вейсберг так выразил свои убеждения: «Мы не можем быть в божественной гармонии. Мы ставим себе зрительные мотивы. Но наша тяга к высокому всегда идет вразрез с нашими непосредственными ощущениями... я стремлюсь создать такую форму восприятия, где бы мое инстинктивное стремление оторваться от предметного помогло мне создать незримую гармонию, в которой растворился бы весь предметный мир. Я веду постоянную борьбу с материалом и с нашими непосредственными ощущениями. Я хочу, чтобы материя осознанно стала духом».

Знатокам и любителям наиболее известна система зрелой живописи Вейсберга – ее называют «белое на белом», тогда как сам художник предлагал оксюморон «невидимая живопись». Выставка в галерее «Наши художники» покажет, напротив, целый ряд ярких, декоративных полотен, в которых Владимир Вейсберг не менее самобытен и неповторим, относящихся к его молодости, когда живописное пространство наполнялось энергией жизни и цвета. Зритель увидит пейзажи, портреты, натюрморты, созданные в 1947 – 1962 годах, «цветной период» художника.

Уже в ранних произведениях заметно начало серьезного исследования оптического разложения цвета. Полотно «Куст» (1947) отличает особая техника наложения краски: живопись кажется сотканной перекрестными мазками множества оттенков. Художнику удается передать материальную, тактильную плотность предмета в натюрмортах конца 1940-х («Осенний натюрморт с плодами» 1947, «Булки, белый кувшин, белая чашка» 1948). Интенсивные поиски собственного живописного стиля пришлись на середину 1950-х годов. В 1954 году портрет становится основным жанром, оттесняя натюрморт на второй план («Курортница под зонтиком» 1954, «Галя в зеленой блузке» 1955). Художника интересует новый острохарактерный типаж; моделью мог стать случайный московский прохожий, согласившийся позировать несколько часов за скромное вознаграждение. В это же время Вейсберг начал проявлять «импрессионистическую» смелость в цветовых сочетаниях («Трельяж с красным зонтиком и веерами» 1956). Исчезает жесткость контуров: очертания цветовых пятен размываются, мазок становится мельче. Создается ощущение цветовой вибрации, и в результате – полотно словно наполняется воздухом и светом («Портрет Ани Блиновой» 1958, «Тарелки» 1959, «Луковицы» 1959).

Зритель сможет проследить, как, начиная с самых ранних работ, сделанных с натуры в 1946–1947-х годах, тяготение к оптическому разложению цвета на холсте постепенно становится основой колористической системы художника, а чисто живописная задача гармонизации контрастных цветов постепенно трансформируется в сверхзадачу изобразить «незримое» («Аня и Игорь» 1961, «Посвящение Сезанну» 1962).

Портреты и натюрморты, созданные Вейсбергом в его «цветной период», обладают не только высоким художественным качеством, но и передают особую атмосферу времени «оттепели», ее оптимистических ожиданий, подлинной радости и свободного дыхания жизни.

Выставка приурочена к выходу в свет книги «От цвета к свету. Владимир Вейсберг», подготовленной издательством «Искусство – ХХI век», автор книги кандидат искусствоведения Анна Чудецкая, дизайн Натальи Кутеповой. Автор стремится развеять сложившиеся представления о художнике, и, опираясь на документальные свидетельства, подробно исследует этапы его жизни, процесс сложения его живописной манеры, обоснование его теории. Читатель сможет не только оценить искусство Владимира Вейсберга, но и разделить его уверенность в том, что гармонию мира возможно воплотить в живописной материи.

КУРАТОРЫ ВЫСТАВКИ
Анна Чудецкая
Наталия Курникова