ТАРХОВЪ
19 февраля - 26 апреля 2015
Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ вновь обращается к одному из своих лучших персонажей – художнику Николаю Тархову. Один из главных русских импрессионистов, он должен был бы стоять в одном ряду с Константином Коровиным и Игорем Грабарем, если бы не безвозвратный отъезд за границу в самом начале творческой карьеры. Такая же судьба постигла и других прекрасных русских художников, например Дмитрия Стеллецкого. Почитаемые самыми сведущими в искусстве современниками, они не обрели заслуженного внимания в наши дни. Между тем, произведения Николая Тархова присутствовали в собраниях знаменитых современников – деятелей искусства и коллекционеров: С.Дягилева, И.Трояновского, Ф.Шехтеля, М.Цейтлина, В.Гиршмана, М.Ротшильда, А.Дерена, галерей «Друэ», «Бернхейм» и др.

В 1910 году Сергей Маковский писал в журнале «Аполлон»: «Тархов ‑ подлинный живописец; краски для него ‑ самая сущность природы; только в них и через них видит он формы и ритмы жизни. Все равно, изображает ли он парижский бульвар в солнечный день, или праздничную толпу предместья, или белых коз на зеленом лугу, или темноволосую женщину, склонившуюся над розовой спящей девочкой, или огромную оранжевую дыню между пучками овощей, или золотую отмель моря, ‑ он хочет, прежде всего, богатства, силы, звучности красок».

12 лет назад при нашем участии в Государственной Третьяковской галерее была проведена большая ретроспектива этого мастера (около 100 произведений). В начале 2000-х годов его работы были представлены лишь в некоторых музеях (например, ГТГ, ГРМ и ряде областных) и почти отсутствовали в частных собраниях. Выставка в ГТГ позволила основательно познакомиться с его творчеством и широкой публике, и специалистам.

Прошло время, имя Николая Тархова стало узнаваемым, особенно на волне открытия искусства русской эмиграции, а также и неизменного интереса к живописи импрессионизма.

Мы предлагаем взглянуть на Николая Тархова глазами его современников. На выставке «Тарховъ» мы показываем 40 работ из частных собраний, многие из них были известны ценителям искусства начала ХХ века и имеют блестящую историю бытования – отбирались для участия в выставках самим художником, описаны в статьях, воспроизводились в журналах, например, «Золотое Руно», побывали на стенах галереи знаменитого парижского маршана Амбруаза Воллара. Наш каталог издан в память журнальной традиции начала ХХ века, наши авторы - Александр Бенуа и Сергей Маковский. Их статьи в газете «Речь» и журнале «Аполлон» отправляют зрителя в 1910-й год, к живой полемике критиков, защищающих искусство, свободное от литературщины, «без готовых фраз», «огненное, восторженное отношение к делу».

При подготовке экспозиции мы уточнили названия по этикеткам и подписям на оборотах картин, спискам выставки Воллара и публикациям того времени.

Александр Бенуа: «Рядом со звенящими аккордами Тархова, его звонкой желтизной, его откровенными восторгами от синих, красных и зеленых красок, не только Волковы и Клеверы покажутся окончательно плохими <…> Отчего бы кому-нибудь не послушать меня, не попробовать выбросить из своих комнат всякую дрянь, что висит и кривляется на стенах у них <…> а вместо того повесить ликующие картины Тархова». Интересно, что позднее и Казимир Малевич обращал внимание на «стихию движения цветовых элементов» Тархова, сравнивал ее с живописным опытом Клода Моне.


КУРАТОР ВЫСТАВКИ
Наталия Курникова