БОРИС СВЕШНИКОВ. СНОВИДЕНИЯ ВЕЧНОСТИ
10 ноября 2023 – 28 января 2024
Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ показывает живопись Бориса Свешникова (1927–1998) — известного представителя московского неофициального искусства. Через 25 лет после смерти этого необыкновенного художника определенно стоит внимательно посмотреть на его произведения в ретроспективе, чтобы осознать его место в искусстве, оценить свободу полета фантазии и глубину философских размышлений.

Его работы сначала рассеялись по западным коллекциям, так же и теми же путями, что и творения его коллег — негласный знак признания современниками не на родине. Теперь многие из них вернулись: выкуп и возврат совершало уже другое поколение собирателей из несоветской России. Благодаря этой неутомимой деятельности мы смогли представить на выставке произведения художника, определившего свой индивидуальный почерк уже в ранние 1950-е, а также показать трансформацию художественных подходов в более зрелые годы, вплоть до 1990-х. Экспозиция составлена из работ частных коллекционеров, собрания Галереи НАШИ ХУДОЖНИКИ, PROMETHEUS Art Foundation и Музея ART.4.

Будучи вписан в нонконформисты, Свешников им по сути не был. Он не высказывал политического или социального протеста, а писал в соответствии присущей ему необходимостью писать. Он блуждал в собственном пространстве фантазий, не ограниченном ничем, но тем не менее взрощенном на перепаханном черноземе мировой и русской культуры.

Трагическое присутствие Смерти в его произведениях, сосуществование жизненных реалий с фантасмагориями Зазеркалья — плод не только одаренного воображения. Год в тюрьме под следствием и семь лет в лагере Ухтижемлаг по сфабрикованному делу развернули сознание совсем молодого человека. Ему открылось то, к чему многие прикасаются лишь на закате дней. Спасала возможность уйти от действительности в плоскость бумаги или холста и «воображать несуществующее», Свешников признавался: «Моя работа — гораздо большая для меня реальность, чем реальная жизнь. Жизнь вне работы кажется мне сном».

Впервые зритель увидит 25 работ; всего в экспозиции размещено 42 произведения живописи. Летом 2022 года Борис Свешников уже являлся перед публикой в Галерее НАШИ ХУДОЖНИКИ в рамках выставки «Сказки оттепели». В этих сказочных «сновидениях» конца 1950-х годов прекрасное иронично соседствует с отвратительным, реальное по-булгаковски весело и жутковато сосуществует с потусторонним. В некоторых «картинах маслом» угадывается пространство тарусских далей, где обитал за «101-м» километром освободившийся «зек». Среди девяти работ этого времени впервые экспонируются: «Первый снег» (1958), «Колокола», «Обнаженная с фонарем» (обе — конец 1950-х).

Уже в начале 1960-х художник подступается к технике пуантели, которой он работает по фону-имприматуре, варьируя близкие по тону оттенки: «Человек с авоськой» (1960), «Ноябрь» (1964), «Лестница» (1965). В эти годы Свешников все чаще обращается к языку символов — пограничных проявлений бытия/небытия, среди них можно увидеть дерево и его листья, лестницу, деревянный забор или решетку, портал зеркала или окна, очки или око, лягушку, птицу или рыбу.

Картины 1970-х годов становятся еще более условными, а сюжет — мистическим, заставляющим работать воображение зрителя. В это время пуантель уплотняется, набирая силу цвета, и возникает цикл меланхолических холстов с Дамами прошлых времен в сиренево-синем и голубом колорите, среди них — «Воспоминание» (1970), «Сумрачные тени» (1970), «Встреча» (1970), «День ангела» (1970), «Дама в сирени» (1972), «Сон» (1974). Герои первого плана теперь вырастают перед зрителем со своим прихотливым внутренним миром. «Гость-странник», лысый пожилой мужчина, замер у окна и наблюдает, как мальчишки носятся в футбол — «Футбол» (первая пол. 1970-х). В картине «Человек и город» (1975) перед нами предстает воспаленный персонаж с градусником в пальто и шляпе, сзади него — долговязый дом розоватого кирпича, который существует почти как живой объект, во многих работах автора.

Также и картины-пейзажи Свешникова ощущаются как живые организмы, микрокосмы, населенные множеством реальных и нереальных существ. Работы «Ноябрь» (1964), «Лестница» (1965) , «Тень на болоте» (1972), «Зимняя оттепель» (1977) — не объясняют ли они разные состояния человеческой души?

В картинах конца 1970-х годов появляется флуоресцентное свечение – «Визит в августе» (1977), «Следы на снегу» (1977) — предвестник трансцендентности периода конца 1980-х – 1990-х годов. Формальные поиски в области техники письма, фактуры и цвета приводят Свешникова к мерцающему «психоделическому» колориту: «Окурок» (1982), «Смерть в июньский полдень» (1982), «Отплытие» (1987). «Колористическое решение многократно усложняется, появляется мозаичная узорчатость, в результате чего возникает ощущение пульсирующей среды, происходит преображение плоскости холста в некое метафизическое пространство» (Анна Чудецкая): «Павшие листья» (1987) и «Ночное напоминание» (1990).

Владимир Немухин в своих монологах говорил о Борисе Свешникове: «Мне кажется, что он был среди нас последний «мирискусник», только не с «усадебным», а с лагерным опытом. Потому-то его искусство воспринималось как нечто большее, чем утонченная игра со стилем, и не как фантасмагория, отечественная «гофманиана», где видимое является порождением невидимого, в нем было ещё что-то, что сильнее всяких страхов. Он всегда видел перед собой лицо Смерти — и в образе могильного червя, и в тонком профиле капризной красавицы, и в зеленоватой патине готических теней, и в кружевном хитоне ангела, и в пламенных помыслах Вселенной».

К выставке подготовлен каталог со статьей кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника ГМИИ им. А. С. Пушкина Анны Чудецкой. В состав альбома наряду с живописью включен большой раздел работ на бумаге — отдельные рисунки художника и альбом из 32 листов. Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ планирует провести еще одну выставку, посвященную графическому мастерству Бориса Петровича Свешникова.


КУРАТОР ВЫСТАВКИ
Наталия Курникова