Выставка посвящена художнику−живописцу Василию Рождественскому (1884–1963), одному из ярких представителей объединения «Бубновый валет». Интерес зрителей и коллекционеров к «Бубновому валету» многократно возрос за последние три десятилетия. Музеи и частные галереи провели ряд групповых и персональных выставок этих художников и точно не могли пожаловаться на недостаток публики, а коллекционеры никогда и не останавливали поиск красочных полотен бунтарей эпохи 1910–1920-х годов.
Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ уже внесла свой вклад в исследование и популяризацию «бубновых валетов» — на нашем счету персональные выставки Аристарха Лентулова (2014), Кристиана Крона (2014) и Роберта Фалька (2020). Василий Рождественский продолжает этот ряд, его уже давно стоило бы развесить в залах и рассматривать с новым интересом. Его большая персональная выставка в Третьяковской галерее состоялась лишь раз, в 1978 году, через пятнадцать лет после смерти, к ней вышел каталог с десятком черно-белых репродукций. При жизни Рождественского была издана всего одна небольшая книга о нем (1956), воспоминания художника увидели свет также после его кончины в 1963 году.
Рождественский должен был бы стать священником, как его отец, но в тульской духовной семинарии его увлекли занятия рисунком. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества — классически-мощный состав учителей — Пастернак, Серов, Коровин; Борисов-Мусатов и Врубель — его кумиры тех лет. Почти перед получением диплома случился неожиданный зигзаг судьбы: Рождественскому пришлось пробыть год на воинской службе из-за несправедливого исключения из училища. Армия подарила дружбу с Кончаловским, а с Фальком, Куприным и Ларионовым он дружил еще в Училище, их совместные походы в особняк Сергея Щукина, молодой задор и жажда свежего ветра в своей, русской, живописи материализовались в новом и дерзком художественном образовании — группе «Бубновый валет». Василий Рождественский стал одним из его учредителей.
Первая мировая война оторвала художника от картин, полемики, бурных схваток с критикой и «коллегами по цеху», почти три года молодой жизни забрал фронт. Когда он вернулся, Общества уже практически не существовало. Этот «пробел» отразился на художественной биографии — Рождественский получил место во втором ряду почетной ложи.
Начатый индивидуальный поиск первых «бубнововалетских» лет задержал его в системе кубизма; к осмыслению принципов Сезанна, где он проявит себя как большой мастер — аналитик и колорист, — Рождественский придет уже после развала Общества. Из ранних работ на выставке представлены: «Сиена» (1912, ГТГ), «Натюрморт с ликером» (1913, ГТГ), «Натюрморт с кофейником и чашкой» (1913, ГРМ) и, как нам представляется, «Лежащая обнаженная» (ГТГ).
Тем не менее, возвращение к профессии в 1918 году оказалось деятельным и плодотворным. К этому времени относятся натюрморты «Весна» (ГТГ), «Натюрморт с красным кувшином» (ГРМ), «Пейзаж. Город» (1919, ГТГ). Преподавательская должность в Государственных свободных художественных мастерских привела его в Удомлю на дачу-мастерскую «Чайка» (Тверская область), где он продолжил живописные изыскания: формальные эксперименты в натюрмортах и развитие идей Сезанна в пленэрных работах. Творческий подъем нескольких лет в Удомле случился не только из-за нового обретения свободы, но и благодаря счастливому соединению с Натальей Михайловой, ставшей ему не только женой, но неутомимо разделявшей с ним жизнь путешественника.
В Удомле в 1920-1921 годах были написаны: пейзажи — «Зима», «Весна» (частные собрания), «Тихое озеро» (ГТГ), и ряд натюрмортов: «Картофель», «Натюрморт с глиняным кувшином» (частные собрания), «Натюрморт с черной бутылкой» и «Натюрморт с зеленой бутылкой», а также «Автопортрет» и «Женский портрет» (все – ГТГ) и др.
В 1923 Рождественские едут в Крым. Живописные окрестности села Отузы и Нового Света, стройные тополя, рвущиеся ввысь, виноградники, раскинувшиеся в долине, богато освещенные южным солнцем, сами собой создают новые поводы для работы с цветом по Сезанну. В натюрмортах звучит татарский колорит, изобилие овощей и фруктов дают щедрый материал, чтобы варьировать гамму и композицию. Из Крымской серии на выставке — натюрморты «Кукуруза и перец», «Фрукты. Крым» (оба – ГТГ), пейзажи – «Крым. Отузы. Тополя» (ГРМ), «Южный пейзаж» и «Пейзаж с деревом» (оба — ГТГ).
В 1922 и 1924 художник создает два образа жены, совершенных по колориту и передаче состояния модели. В них прослеживаются великие мэтры прошлого: в «Портрете жены художника, Натальи Ивановны Рождественской» — Тициан, в «Обнаженной натуре» — Рубенс (обе — ГТГ). Органичный синтез подходов старых мастеров и модернизма свойствен и некоторым более ранним натюрмортам (например, «Картофелю»).
Примерно в это время художник получает мастерскую в Доме Перцова, из окон которой открывается вид на Кремль за Москвой-рекой. Так же, как соседи Фальк и Куприн, Рождественский не мог не писать старые стены главной московской крепости, погружаясь в ее разные природные состояния — «Старый каменный мост. Москва. Кремль» (1926, ГТГ).
В 1926 году Рождественские отправляются в Среднюю Азию. Азия восхищает художника, и он еще дважды возвращается за образами и впечатлениями в эти диковинные края. В живописи постепенно уходят прежние приемы построения форм, наблюдение за колебанием раскаленного воздуха естественно приводит его к исследованию световоздушной среды. Эта работа теперь будет занимать его постоянно, и в 1930-е годы, уже Север станет объектом для создания серии удивительно тонких пейзажей с прозрачным вибрирующим воздухом и такой же градуировкой цвета. А пока «исключительный дар организовывать краски» воплощался в ориентально-пряных полотнах — «Узбекский чай» (1926, ГРМ), «Уличный парикмахер» (1929, ГТГ).
С укреплением позиций соцреализма Рождественский не избегал госзаказа, чтобы не быть выключенным из художественной жизни, хотя и находил отдушину в частых дальних путешествиях.
Выставка охватывает только период 1910–1920-х годов — время эксперимента и свободного творческого поиска и призвана показать качество и индивидуальность этого «Валета», вывести в первый ряд незаслуженно отодвинутое обстоятельствами и эпохой имя.
Галерея отобрала для экспозиции 30 произведений художника. Ее основу составили полотна из двух отечественных музеев — Третьяковской галереи и Русского музея, 5 работ взяты из частных собраний.
Лакуну в изданиях о художнике должны в большой степени заполнить альбом и каталог, подготовленные к выставке и воспроизводящие основной массив его работ с 1909 по 1929 год. Издания сопровождаются научной статьей искусствоведа Антона Успенского (Русский музей).
КУРАТОРЫ ВЫСТАВКИ
Наталия Курникова
Ксения Рогожникова