РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ В РОССИИ И ВНЕ ЕЕ
12 февраля - 24 апреля 2016
Юбилейная выставка галереи НАШИ ХУДОЖНИКИ. 20 лет работы галереи (год основания – 1995) отданы искусству русских художников первой половины ХХ века.

Обширная выставочная деятельность в собственном экспозиционном пространстве реализовалась в трех десятках проектов, к которым выпускались научные каталоги, некоторые из них стали библиографической редкостью. Систематическое сотрудничество с крупными отечественными музеями привело многие работы из собрания галереи на выставки и в каталоги Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русского музея. Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ, активно работая с частными коллекционерами, часто привлекала и музейный фонд в стремлении создать наиболее совершенные выставочные проекты. Формирование ряда частных собраний, так же, как и украшение многих интерьеров настоящим искусством, отмечены нашим ежедневным и кропотливым трудом.

Возможно, мы раньше всех поставили перед собой задачу вернуть утраченную часть русского искусства – искусство эмиграции. Глобализация оторвала художника от национальных корней и вовлекла его в свободное существование среди мировых трендов, заставляя реагировать на общие проблемы современности. Век назад все было иначе. Русская культурная диаспора в Париже, несмотря на определенную изоляцию от родины и значительное влияние чужой среды, тяготела к истокам, подпитывалась общением художников и писателей между собой и, обогащаясь свободным духом «города искусств» и идеями его великих обитателей, сохраняла и чтила свою «русскость». Это была важная составная часть национальной русской культуры ХХ века.

Мы провели ряд персональных и тематических выставок, посвящённых замечательным, малоизученным или слабо представленным в отечественных музеях, художникам. Эмигранты Павел Челищев, Леопольд Сюрваж, Елена д'Эттинген, Маревна, Николай Тархов, – некоторые из них впервые открылись зрителю благодаря нашей работе в полноте своего творчества, некоторые впервые вошли в российский художественный оборот.

Мы заполнили лакуны в представлении о деятельности в зарубежье ряда лучших авторов «Серебряного века» – широкая ретроспектива Александра Бенуа (2013) отразила также и его эмигрантский период, выставка «Мстислав Добужинский: от Литвы до Америки»(2007/8) познакомила с его произведениями после отъезда из Советской России, выставка «Лев Бакст: открытие материи» (2013) продемонстрировала уникальную коллекцию эскизов тканей, созданную художником в Америке.

Абстракция, будучи родом из России, получила своё логическое продолжение за её границами, в искусстве многих блестящих художников, в том числе русских. Выставка "Русская абстракция во Франции" состоялась в 2006 году, мы познакомили широкого зрителя с композициями русской четверки – Сергея Полякова, Андрея Ланского, Николая де Сталя, Сергея Шаршуна – в значительной степени определивших лицо второй волны беспредметного искусства.

В 2000-е годы, наконец, в общество пришло осознание всей ценности эмигрантского искусства, продолжившего жизнь русского «Серебряного века» и отчасти авангарда за гранью советской цензуры. Масштабные выставки, посвященные этой теме, прошли в отечественных, а также зарубежных музеях, и галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ участвовала в них – предоставила 12 работ художников русской эмиграции на выставку «Русский Париж» (ГРМ, 2003), 10 произведений на выставку «Место встречи – Париж!» (Музей Людвига, Кобленц, Германия, 2003), 7 произведений Кристиана Крона на выставку «Вместе» (Норвегия, 2010), 12 картин на выставку «Парижская школа» (ГМИИ им. А.С.Пушкина, 2011), 8 произведений на выставку «Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы. Из собрания Fondation Serebriakoff, Париж» (ГТГ, 2014), и работу Павла Челищева для выставки «Матисс, Сезанн, Пикассо… Авантюра Стайн» (Гран Пале, Париж, 2011), и др.

Вместе с тем, мы отдали много сил и выдающимся отечественным художникам- модернистам. Нас в не меньшей степени интересуют наши мастера, те, кто заложил фундамент нового искусства России в начале ХХ века.

Событием культурной жизни стала первая персональная выставка Леонида Чупятова (2013), созданная на основе 3 музейных и 20 частных собраний. Аристарх Лентулов, представленный на выставке 2014 года 24 произведениями лучшего периода из частных собраний и фондов Третьяковской галереи, имел беспрецедентный успех у публики. Выставка плаката конструктивистов и основателей графического дизайна Владимира и Георгия Стенбергов (2015, продолжение следует в 2016) – масштабный и зрелищный проект, сопровождаемый выдающимся по качеству дизайна и полиграфии каталогом.

Наша работа была бы немыслима без поддержки наследников художников и собирателей искусства. Так, выставки «Алексей Кравченко. Грани романтизма» (2008) и «"Новая вещественность" Николая Загрекова и русские художники» (2007) реализованы с полнотой и размахом благодаря семьям авторов. С большой признательностью мы относимся к современным коллекционерам, которые с радостью (и болью) отчуждают от себя на время любимые произведения ради наших экспозиционных удач, чтим имена ушедших собирателей. Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ провела 2 живописные выставки, посвященных знаменитому ленинградскому коллекционеру фигуративного модернизма Соломону Шустеру (2005 и 2015), и выставку изысканной русской графики 1920-30-х из собрания Александра Заволокина (2010).

Исключительную ценность имеет подспорье отечественных музеев, без которых отдельные проекты не прозвучали бы. Мы благодарны Государственной Третьяковской галерее, Государственному Русскому музею, Государственному Эрмитажу, Государственному музею истории Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург, а также Национальному музею изобразительного искусства им. Чюрлениса и Музею театра, музыки и кино, Литва, за их щедрый вклад в нашу общественную выставочную работу.

Юбилейная выставка представляет 34 значимых произведения русских художников-модернистов, экспонировавшихся в разные годы на наших и музейных выставках с нашим участием.

КУРАТОР ВЫСТАВКИ
Наталия Курникова