МАСОЧНЫЙ РЕЖИМ
19 февраля - 28 марта 2021
Масочный режим – это специальный проект журнала «Декоративное искусство», культового издания советской эпохи об искусстве, которое сейчас переживает реинкарнацию. Именно в этом журнале, начавшем свою историю в 1957 году, впервые на русском языке прозвучало слово «дизайн» и появилась статья на тему дизайна. Журнал «Декоративное искусство СССР» задавал и анализировал тенденции в искусстве, окружающем нас в повседневной жизни, здесь публиковались материалы об интерьерном искусстве, дизайне среды, тенденциях малой городской архитектуры, главных событиях профессионального сообщества, как отечественного, так и мирового. В 80-х здесь впервые заговорили об актуальном искусстве. Сегодня «Декоративное искусство» продолжает задавать и обсуждать темы, связанные с предметным искусством, с самыми новыми формами искусства.

Выставку откроет исторический зал, где представлены более 50-и журналов за все годы, начиная с первого типографского номера 1957 года и заканчивая номером 2020 года. Эта подборка позволяет понять, как менялось отношение к предметному образному миру за последние десятилетия. Обложки и развороты представленных номеров дают широкое представление о дизайне, моде, архитектуре, прогрессивном искусстве, как акционизм или перформанс. На страницах журнала всегда велись важные дискуссии о культуре, и последний номер предлагает такой диалог с читателем в новом формате. В номере №455 опубликован специальный проект «Масочный режим», участниками которого стали 12 художников, которые отозвались на ситуацию пандемического времени работами разных форматов и смыслов.

Для участия в проекте были приглашены как известные художники, так и молодые начинающие авторы. Это интернациональный проект – многие российские авторы, задействованные в проекте, живут далеко за пределами родины: Виталий Комар создавал свою работу в Нью-Йорке, Юрий Альберт – в Кельне, группа AES+F – в Берлине, Мила Долман – в Лондоне, Андрей Бартенев – в испанском Аликанте. Такой формат – открытия с новой стороны российских художников зарубежья – совпадает со стратегией галереи НАШИ ХУДОЖНИКИ, где представлен данный проект.

Выбор авторов, весьма контрастных, иногда даже полярных по своим взглядам и творческому почерку — принцип концепции проекта. Маска сегодня – больше, чем обязательное средство защиты. Больше, чем модный аксессуар, вынужденно возведенный в тренд. Больше, чем примета пандемического времени и новой реальности. Маска — это способ самовыражения. Иногда даже лозунг. Это явление новой культуры, которое мы предложили художникам перевести на предметно-образный язык. И выразить свою рефлексию на актуальном объекте, который можно надеть на себя и устроить личный вернисаж, арт-акцию, фэшн-показ или пикет. Результаты этого эксперимента представлены на выставке.

Отдельный зал экспозиции отведен видео-арт проектам. Помимо видео группы AES+F, которое представляет собой инструкцию по применению маски-невидимки, видео Татьяны Шерстюк «Маска», идейно связанного с повестью Станислава Лема «Маска» и предлагающему иначе взглянуть на вопрос сакральности телесного, также представлена работа Сергея Катрана «Аpnea». Это видео стало предчувствием событий 2020 года, изменивших нашу реальность. Апноэ – это приостановка дыхания во сне, которое приводит к полному отсутствию или уменьшению лёгочной вентиляции. Художник искусственно вводит себя в состояние апноэ и рисует, не имея возможности дышать. Пандемия, случившаяся через два года после создания видео, стала своего рода апноэ для всего мира.

Основной зал выставки представляет работы всех участников – большими постерами (авторские фото составили основу проекта в журнале) и самими произведениями авторов (масками и арт-объектами). Среди них есть исключительный участник — один из революционеров начала ХХ века Лев Бакст. Мы превратили его орнаменты на шелке, эскизы которых в 1920-х годах исчезли на десятилетия и нашлись лишь несколько лет назад, в маску-конструктор. Маску, которая легко превращается в шейный платок — любимый аксессуар Бакста. Идея создания такого аксессуара — не только наш «привет» эпохе великих перемен. Быть может, спустя сто лет мы переживаем новый поворот, сначала в мышлении, а следом – и в культуре?

Четвертый зал выставки – пространство вокруг диско-маски Андрея Бартенева. Художник рисует вирусы на плоскости маски, которые «раскачиваются от напора дыхания — у них дискотека!». Светящаяся маска в окружении флуоресцентной живописи ученицы Бартенева, художника Маши Ив, наполняют атмосферу динамикой под ритмы композиции «Levitation» одного из самых оригинальных и нестандартных техно-музыкантов в мире француза Паскаля Орбе, выступающего под сценическим псевдонимом Vitalic. Каждая картина содержит фразы-мотиваторы, которые активируют нашу способность мыслить позитивно, несмотря на хаос вокруг. Возможно, именно благодаря сложностям новой реальности мы начинаемся двигаться быстрее, искать новые ритмы жизни и нестандартные решения.

Спецпроект «Масочный режим» – именно такое нестандартное решение задаст новый ритм журналу с большой историей. Это и попытка иначе подойти к самому формату создания профессионального издания об искусстве. Неслучайно новый номер содержит QR-коды: с их помощью можно смотреть видео и фото, слушать музыку и обращаться к более подробным материалам, пройдя по ссылке. Выставочный проект журнала – первый, но не последний: «Масочный режим» открывает серию оффлайн и онлайн-экспериментов, которые будут создавать новое поле для культурного диалога. К тому же, проект – это одна из первых попыток поговорить о масках как о современном культурном и социально-политическом явлении, в котором проявляется коллективное бессознательное метафизики искусства.

Справка: Журнал «Декоративное искусство СССР» являлся одним из культовых изданий советского периода и выходил с 1957 года. В нем публиковались философы и искусствоведы, культурологи и художники. именно «Декоративное искусство» стал тем журналом, где впервые в СССР заговорили о современном зарубежном дизайне, а после перестройки, и об актуальном зарубежном и российском искусстве. В 2012 году вышел номер возрожденного журнала «Декоративное искусство». Здесь публикуются материалы по традиционным видам декоративного и народного искусства, о современных тенденциях в средовом и предметном дизайне, малых формах городской архитектуры, парковой культуре и световом дизайне, а также о творчестве художников, которые сегодня живут и работают на пространстве России и зарубежья. Главным редактором возрожденного журнала является искусствовед, член-корреспондент Российской Академии Художеств Ада Сафарова. Шеф-редактор –ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея Антон Успенский.

Проект организован Фондом поддержки современного искусства «Артпроект»
При поддержке компании Quality Life и галереи НАШИ ХУДОЖНИКИ
Инфопартнер проекта – портал ART-AND-TRAVEL.RU

КУРАТОРЫ ВЫСТАВКИ
Дмитрий Гражевич
Мария Москвичева