ИВАН ЛУБЕННИКОВ. ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
9 февраля – 31 марта 2024
Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ совместно с Первым каналом и семьей художника представляет персональную выставку Ивана Леонидовича Лубенникова (1951–2021), одного из самых значительных живописцев российской современности. Монументалист, мастер «большого стиля», широко известен живописными и объемно-пространственными композициями не только в России, но и в Европе.

Первым каналом подготовлен документальный фильм с одноименным названием (режиссер Юлия Ермолина). Он основан на интервью с женой Наталией Глебовой, сыном Иваном Лубенниковым, парижским галеристом Аленом Блонделем. Дочь художника Анастасия Глебова подарила фильму эксклюзивное интервью с отцом. Фильм рассказывает не только о впечатляющей живописи Лубенникова; он автор оформления самой русской станции метро в Париже и трех самых неординарных в Москве. Ученики рассказывают, как создавали с учителем грандиозные монументальные проекты. Зрители узнают о революционном панно на стенах комбината Трёхгорки в Москве, увидят настенную роспись в кафетерии Звенигородского вокзала, считавшуюся утерянной.

Идея живописной выставки «Жизнь продолжается» в галерее НАШИ ХУДОЖНИКИ связана с одной из его главных тем – прославлением радости жизни и любви, и – женщины как ее носительницы и продолжательницы жизни. Художник считал, что радость обретения семьи и потомства нравственно возвышает человека, а женщина в идеале воплощает собой природу и ее красоту.

«В юности Иван любил рисовать с натуры, в этом он видел свободу, доступную только тому, кто освоит возможность рисовать мир во всей полноте и красоте. В институте он также допоздна засиживался на постановках. С тех самых пор, закончив институт, Иван никогда не рисовал с натуры. Любой поворот фигуры, любой ракурс он мог представить и изобразить по памяти» (Наталия Глебова).

Иван Лубенников смог рано сформировать свой стиль, чистый и современный, скоро освободившись от канонов Суриковского института. Теперь он апеллирует к пластическому началу бытия, линия и объем приобретают для него более важное значение, чем выявление формы мазками. Открытый цвет всегда интересовал художника, из раннего увлечения фовизмом он перенес любовь к чистому цвету на свои лаконичные полотна зрелого стиля.

Первое признание широкой публики было получено уже в 1987 году на персональной выставке в галерее «На Каширке», затем последовали многочисленные выставки в Париже и Гааге, Музей Людвига в Кельне приобрел серию его работ. Более четверти века парижская галерея Алена Блонделя выставляла и промотировала искусство Ивана Лубенникова в Европе. Он практически сразу получил признание, внимание прессы и коммерческий успех. Ален Блондель отмечал, что «искусство Ивана вне времени и вне моды, оно основано на вечных ценностях – красота женщины, любование природой, ощущение прекрасного, чувственная красота цветка, реки, леса».

Живопись Ивана Леонидовича, как и всякого крупного художника, вбирает в себя уроки мастеров прошлого. В ней соединяются влияния художников Возрождения (Джотто, Пьеро делла Франческа, Филиппо Липпи) и модернистов ХХ века. Русскую линию составляют Григорий Сорока с его наивным и высокоремесленным качеством, Архип Куинджи, Александр Дейнека. В Павле Федотове художника привлекала любовь к быту и деталям, которая заметна в натюрмортах Лубенникова. В важной для художника теме застолий и праздника глаз радует расстановка–узор лакомств на столе.

Ивана Лубенникова можно назвать современным караваджистом – особенно впечатляет работа тенью в его крупноформатных холстах, таких как «Юдифь», «И узнали они, что наги», «Явление», «Интерьер №1». Тем не менее, в полотнах «Пожар», «Пешеходная зона» использован противоположный ход – отказ от построения фигуры объемом в угоду другим декоративным элементам композиции. Художник свободно и увлекательно для зрителя оперировал любыми приемами, укладывавшимися в его «большой стиль».

Лубенников – очень русский мастер, его пейзажи неброской природы средней полосы соединяют лирическую интонацию и эпичность. Его народные персонажи взяты из жизни, а Ева, так же, как и многие идеальные женские образы имеет черты бесспорно нашей национальной красоты. Линия тонкой иронии в сюжетах о русской жизни читается во многих работах.

На выставке экспонируются 35 живописных произведений от начала 1990-х до 2020 года.

КУРАТОР ВЫСТАВКИ
Наталия Курникова