Аристарх Лентулов. Плоть вещей
19 сентября - 21 декабря 2014
Аристарх Лентулов – один из главных русских живописцев ХХ века. Вместе с Петром Кончаловским, Михаилом Ларионовым, Ильей Машковым он основал объединение «Бубновый валет» и был его постоянным участником.

При всей известности Лентулов в наши дни определенно не получает заслуженного внимания. О нем написана всего одна современная научно-популярная книга (Е.Б.Мурина, С.Г.Джафарова «Аристарх Лентулов», 1990, М., «Советский художник»), не существует систематического каталога его живописи и графики, а последняя ретроспектива прошла 27 лет назад. Понимая, что никакие репродукции в альбомах не могут отразить живописное великолепие произведений Аристарха Лентулова, а два-три шедевра в экспозиции Третьяковки – еще не весь художник, и есть смысл продвинуть представление о нем широкой аудитории дальше «Собора Василия Блаженного», галерея «Наши художники» взялась за создание выставки.

Неутомимый экспериментатор, в 1910-е годы Лентулов исследовал целый ряд новейших течений. Его работы, датированные десятым годом, – мощные образцы экспрессионизма, созданные параллельно опытам этого направления в немецкой живописи. Яркие краски, размашистое письмо, ломкие контуры, рваный ритм, гиперболизация свойственны диптихам «Мужчины и женщины» и «Снятие с креста», работам «Распятие», «Грек», «Три мужские фигуры», «Чемоданы. Натюрморт». Все эти работы участвовали в первых выставках «Бубнового валета» и неумолимо стали «пощечиной общественному вкусу». Так, диптих «Мужчины и женщины» бросал вызов не только живописной манерой, но и по сути, изображая одетых женщин и голых мужчин. Картина «Распятие» вообще была удалена с выставки цензурой. Цветовая энергия, крупномасштабность, ритмическая и пластическая выразительность, а часто – задор и ирония, станут отличать и последующие картины мастера.

Поездка во Францию-Италию в 1911-1912 годах расширила пути творческого следования – кубизм, кубофутуризм, симультанизм, орфизм, – развернула новые экспериментальные возможности. Крымская работа «Дети с зонтами» 1912 года

характеризуется новой цветовой гаммой, в ней больше динамики, прозрачности и нематериальности, свободы. «Женщина с гармоникой» 1913 года, эпатаж по поводу эпического в картине, самая выдающаяся экспериментаторская работа автора в жанре женского портрета, и «Розы. Натюрморт», написанные одновременно в Кисловодске, демонстрируют «симультанисткие гармонии, основанные на диссонансах» (Дж. Боулт). Обе работы как раз того 1913 года, когда были созданы два самых известных произведения Лентулова – «Собор Василия Блаженного» и «Москва». Лентулов, быстро освоив открытия художников Запада, вместе с соратниками шел своим, национальным путем.

«Церковь в Алупке» 1916 года – легкая, кружевная, парящая – самое музыкальное произведение автора на выставке, продолжает исследование динамической пластики старой русской архитектуры, формы и ритмы которой звучали в его больших панно.

Поиск баланса между предметностью формы и отстраненностью от конкретной изобразительности для создания яркого обобщенного образа продолжался художником в ряде пейзажей, которым он вообще отдавал предпочтение, в том числе Нижнего Новгорода и Нового Иерусалима в 1915-1917 годах. («Нижний Новгород», 1915, «Река. Новый Иерусалим», 1917, «Ворота с башней. Новый Иерусалим», 1917). Виртуозность и артистизм Лентулова в использовании изобразительных средств позволяли художнику каждый раз достигать совершенно нового результата. Как пишет Федор Лентулов, правнук Аристарха Васильевича, «принимая все лучшее, он никогда не останавливался на достигнутом, а используя удачно найденные принципы, трансформировал их в следующем увлекшем его течении».

В блестящем «Портрете А.С. Хохловой» 1919 года и замечательном «Автопортрете со скрипкой» приблизительно того же времени Лентулов «вновь обратился к некогда пройденному, но до конца не исчерпанному аналитическому кубизму». Художник отступил от декоративных решений, и монохромность и объемность этих работ, их тяжелеющая плотность свидетельствуют о поиске новой классичности. Об этом же говорит и серия сезаннистских пейзажей на тему Троице-Сергиевой лавры («Пейзаж с розовой башней», 1920, «Пейзаж с трубами», 1920, «Пейзаж с деревьями и красной башней», 1921) – «лебединая песня» большого художника.

Особого внимания заслуживает работа «Мир, торжество, освобождение» 1917 года. Написанная в период мировой войны и февральской революции, она вобрала в себя все смятение и энергию момента, тревогу и восторг ожиданий новой эпохи. Сияя, как солнце, она возвещала о рождении «нового Адама».

Переживание явления в моменте, экстаз от увиденного, будь то портрет, пейзаж, натюрморт – вот, что мотивировало творчество Лентулова. «Прекрасная плоть вещей», которую Яков Тугендхольд видел в сюжетах картин художника, была отражением его страстного темперамента, и сила впечатления оставляла нам слепки его безудержного воображения, создавая совершенную художественную форму. Его мало интересовала фактура и плотность изображаемых предметов, его волновала эфемерная плоть впечатления, ее он и считал необходимой переносить на холст. Именно способность видеть суть вещей и явлений отличает великого живописца от рядового.

Будучи необычайно одаренным художником, Аристарх Лентулов не создал своей авангардной теории, но выступил великим экспериментатором и дал русскому модернизму неповторимую «лентуловскую» интонацию.

К выставке подготовлено издание воспоминаний А.В. Лентулова. Отпечатанная на машинке рукопись хранилась в семье, она многократно цитировалась в литературе по разным поводам и в связи с разными художниками, но никогда не публиковалась целиком.

КУРАТОР ВЫСТАВКИ
Наталия Курникова