Ю.Виноградова. «Париж богемный». НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА , 26 Марта 2010

 

В галерее «Наши художники» открылась выставка «Парижачьи», посвященная теме русской художественной эмиграции во Франции в первой половине ХХ века. Название проекта пришло из языка русского авангарда – из одноименного романа Ильи Зданевича 1920-х годов. Материал – из частных собраний. Париж начала XX века принимал многих вне зависимости от национальности. Пикассо был испанцем, Модильяни итальянцем, Фуджита японцем. Русских же было и вовсе не счесть, особенно после 1917 года. Оставшееся после них наследие велико и разнопланово, но значительная часть его уже перекочевала в российские коллекции.
Всего около 60 работ художников разных судеб, разной известности, разной востребованности как при жизни, так и на сегодняшнем арт-рынке. В большинстве своем это хорошо известные и на Западе, и в России мастера – Марк Шагал, Борис Григорьев, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Хаим Сутин. Но представлены здесь и менее знаменитые персонажи – например, Элен д'Эттинген. Подруга Леопольда Сюрважа и Сержа Фера, она была одновременно и художником, и писателем, и поэтом – и во всех трех случаях выступала под разными мужскими псевдонимами.
Посол Франции в России г-н Жан де Глиниасти, коллекционер Рене Герра, директор галереи "Наши художники" Наталья Курникова.
Кураторы подобрали работы исходя из главной идеи выставки – показать Париж, его многоликость и богемность глазами русских. Париж русских имеет свою географию: здесь туманные бульвары Роберта Фалька, яркие ночные огни Константина Коровина, железнодорожные вокзалы и шумные улицы, заполненные экипажами, Николая Тархова, сады и парки Мстислава Добужинского, дома с высокими окнами со ставнями Александра Бенуа. А за этими окнами живут дамы в замысловатых шляпах и модных меховых накидках, портреты которых писали Климент Редько, Константин Терешкович, Константин Сомов, снимают свои мастерские живописцы («Художник и модель» Александра Яковлева), проходят театральные постановки (Роберт Фальк «В театре»). За стеклянными дверями – парижские кафе, рестораны, варьете, прокуренные, шумные, многолюдные, о которых вспоминают на своих полотнах Борис Григорьев, Валентина Ходасевич, Маревна, Яков Шапиро. Теснятся магазинчики и лавки с привлекательной снедью, вдохновившей Андрея Ланского, Ивана Пуни, Зинаиду Серебрякову не на один натюрморт.
Выставка «Парижачьи», разумеется, приурочена к Году Франция–Россия. Как написал в каталожной статье коллекционер и знаток искусства русской эмиграции Рене Герра, «две великие культуры, французская и русская, волею судеб стали сосуществовать на французской земле». Сегодня этот диалог продолжается, теперь уже в России.