Сергей Хачатуров. «Драгоценные примечания». Время новостей, 14 Сентября 2009

 

Удивительное дело: после просмотра коллекции, собранной усилиями частных знатоков, ощущения дежавю не возникает. Масштабный показ «отечественных американцев» в Третьяковке был срежиссирован совершенно по другим правилам. Там акцент делался на тех, кто впоследствии стал флагманом мировых процессов в contemporary art, -- на признанных мэтров: Арчила Горки, Марка Ротко, Макса Вебера, Наума Габо... В «Наших художниках» наиболее интересно показывают творчество тех, кто еще ждет достойного отображения своего творчества в анналах мировой летописи художественного процесса. Изумительные мастера: Сергей Судейкин, Павел Челищев, Евгений Берман... В частности, Сергей Судейкин, которого американский критик Кристиан Бринтон, считал родней Гоголя, представлен своей масштабной, почти никому не известной картиной -- фантазией на тему «Весны священной» Игоря Стравинского, созданной в 1928 году для коллекции Стейнвей. Сейчас картина находится в частном собрании Москвы. Полотно можно сопоставить по силе с «Герникой» Пабло Пикассо -- мощная увертюра к стилю всего новейшего искусства. Футуристические судороги форм, расколотое зеркало супрематического мира, символистские свечения предвосхищают новое пантеистическое видение, что сегодня, например, определяет и пластическую традицию театральной сценографии и жанр «пространственной литургии», которым увлекся Олег Кулик.

Сам того не ведая, распахнул дверь в новый мир искусств и Евгений Берман. Художник учился в Париже. Был увлечен символизмом. В Америке пытался чутко внимать идеям метафизической живописи, усвоенным сквозь призму входящего в моду абстрактного экспрессионизма. Глядя сегодня на натюрморты Бермана трудно отделаться от мысли, что он оказался провозвестником российского неофициального искусства: мистической археологии композиций Плавинского и Краснопевцева.

Заданные экспозицией галереи «Наши художники» рифмы восхищают возможностью увидеть историю отечественного искусства (главу о русских американцах) недогматическим зрением. В этом великая миссия тех «драгоценных примечаний», что составляют ноу-хау галереи «Наши художники».