Сергей Хачатуров. Число имеет значение. Время новостей, 21 Ноября 2008

 

Выставка, открывшаяся в очень респектабельной и стильной галерее «Наши художники» на Рублево-Успенском шоссе (деревня Борки, 36), эхом отвечает масштабнейшей экспозиции «Двое», что развернулась в корпусе Бенуа Русского музея в начале 2003 года (см. «Время новостей» от 9 января 2003 года). Про ту экспозицию ничего хорошего сказать не получилось. И статья в нашей газете была с примечательным названием «Опять двойка». Как водится в Русском музее, сотрудники, ничтоже сумняшеся, вытащили из запасников все картины с двумя персонажами, от парных портретов до иконы со святым Георгием, поражающим дракона, и академического полотна с аллегорическим изображением Фортуны и нищего. В таком показе смысл выбора по парному принципу оглуплялся до каких-то банальностей, вроде противопоставления добра и зла или мужского и женского. То есть тема потонула из-за отсутствия воли к выбору.

О том, что число вызволенных в залы экспонатов имеет значение и, как следствие, количество определяет качество, говорит элегантная выставка с тем же названием «Двое» в галерее «Наши художники». По масштабу с помпезным показом в ГРМ она не сравнится. А вот по содержанию ту экспозицию превосходит. Тщательно и с любовью выбранные директором галереи Наталией Курниковой и куратором Александром Кузнецовым работы из частных российских собраний представляют исключительно европейский XX век. Он со своей историей и правдой о человеке и стал режиссером темы.

В экспозиции можно отыскать две главные смысловые линии, становящиеся темами для увлекательных пластических вариаций. Первая: двое как один (единение в любви, энтузиазм в служении социальным утопиям). Вторая: одиночество вдвоем (отчуждение вследствие обрушения идеи человека классического). На этой небольшой выставке ясно осознаешь, что одна тема способна звучать пронзительно и во всю мощь только в контакте с другой. Обращение к иконописной иконографии в картинах на тему семьи и материнства у Петрова-Водкина и Павла Челищева оказывается последним противостоянием все разъедающей в двадцатом веке коррозии отчуждения, равнодушия, бесчувственности. В оппозиции к смиренной совестливой сдержанности явления любви жадное желание вопреки всему восстановить порушенную систему общения в XX столетии оборачивается подчас обнажением стыдных комплексов и перверсий. В этот во многом инспирированный учением доктора Фрейда театр двух терзающихся одиночеств приглашают мастера символизма и экспрессионизма -- Надежда Лермонтова, Стэнли Спенсер, Сигизмунд Видберг, Маревна, Николай Калмаков...

Как можно понять из перечня имен, многие представленные на выставке мастера окажутся открытием даже для искушенной публики. Из-за специфической политики советских музеев их работ в государственных собраниях нет. Так что парная конфигурация (госмузеи -- частные собрания) оказывается необходимым условием и для нашего объемного знания истории искусства.