репортаж Алексея Зотова. В Москве открылась выставка уникальных портретов, собранных из частных коллекций. Первый канал, 16 Ноября 2008

 

"Двое" - так называется выставка живописи русских художников-эмигрантов ХХ века из частных собраний, которая открылась в Москве. Она интересна еще и поэтому - это тот редкий шанс, когда можно вообще увидеть эти картины.

Двойной портрет в русской живописи - явление редкое, брались за него далеко не все художники, так как изображение подразумевает особую психологию и даже мистику взаимоотношений.

На одной из картин античная статуя в музее будто иронично улыбается двоим посетителям: зачем пришли, раз ничего не понимаете? И двое, поджав губы, кажется, вот-вот проникнутся. Глядя на другое полотно, не сразу понимаешь, зачем странная парочка во имя любви надела противогазы. Вот еще одна картина, на которой двое любуются друг другом через окно. Не проще ли последовать примеру других двоих, целующихся в укромном местечке на бульваре?

Здесь перед каждой картиной волей-неволей, да вырвется: "Простите, можно поддержать Ваш разговор?"

Сергей Капица, учeный, посетитель выставки: "В этом - смысл таких вещей! Одинокий портрет разговаривает с вами, а тут - разговор втроeм!"

Люди с полотен словно начинают делиться своими снами и бедами, наперебой рассказывать друг о друге, и даже петь не совсем приличные частушки. Для художника самое важное - не то, как они выглядят, а то, что они переживают. Что их держит вместе, вдвоeм.

Александр Боровский, искусствовед, художник: "Пространство между ними окрашено чем угодно: любовью и ненавистью, непониманием, единением. Этого не бывает во времена "массовые", такие, когда "все, как один". Скажем, "Рабочий и колхозница" - это не двое, это - часть массы, тут нет индивидуальности".

"Гимнасты" Павла Челищева словно не услышали команду: "Строиться!" и остались вместе, сохранив всe человеческое: силу и нежность. А у "Испанок" Ольги Сахаровой поразительно русские лица.

Впрочем, ничего странного. В галерее "Наши художники" в этот раз собрали работы русских эмигрантов. Они, волею судеб оказавшиеся в начале века в Париже, словно связали в один крепкий узел наследие и чувства русских художников и новые модные тенденции западных. И несколько европейских полотен здесь, на выставке, скорее, для сравнения.

Наталия Курникова, куратор выставки: "Даже их маловато. Можно было бы ещe добавить. Ведь именно западные художники увлекались этой темой, после Фрейда. В культуре, вообще, произошeл такой всплеск. Ковыряющиеся в человеческой душе, достающие из неe многие вещи, о которых многие даже не подозревали, художники всe это чувствовали, видели и отражали".

Выставка "Двое" - о главной теме в искусстве, человеческих отношениях. И как бы ни менялись время, стили, краски, представления и даже имена художников, двое на холсте могут смотреть в разные стороны, но существовать друг без друга у них уже не получится

Впрочем, чтобы показать двоих, на самом деле, совсем не обязательно двоих изображать. Вот, к примеру, если какая-нибудь женщина в порыве ярости швырнeт со стола "Вазу с фруктами", то тот, из-за кого она это делает, в последний момент обязательно появится и протянет ей свои сильные руки.