Архитектура в квадрате Выставка Вячеслава Михайлова в МУАРе. Art-Times, 24 Ноября 2007

 

Архитектура в квадрате

Выставка Вячеслава Михайлова в МУАРе

22 ноября в Музее Архитектуры, в Аптекарском приказе, открылась выставка художника Вячеслава Михайлова. За дизайн выставки отвечает Евгений Асс, поэтому экспозиция, состоящая из тридцати одного «архитектурного пейзажа», просто обязана была органично вписаться в пространство Аптекарского приказа с его шероховатыми белыми стенами, сводами и приглушенным светом, которому здесь придается особое значение. Отношения у Асса с галереей «Наши художники» особые – он спроектировал здание галереи, построенное в 2005 году вдали от шума Садового кольца, в деревне Борки на Рублево-Успенском шоссе. Посмотрев на работы Михайлова и узнав, что экспозиция расположится в стенах МУАРа, Асс выбрал для выставки самое лаконичное название – «Архитектура».

Владелица галереи «Наши художники», Наталья Курникова, уже в течение десяти лет занимается продвижением на российский рынок русских художников-эмигрантов первой волны, среди которых – Ланской, Тархов, Поляков, Маревна, Добужинский. Вячеслав Михайлов в этой компании – единственный из ныне живущих мастеров, чьи абстракции оказались близки Курниковой. По ее словам, «романтические отношения» с художником начались всего несколько лет назад на салоне в Манеже, после которого и были приобретены первые одиннадцать работ.

«Архитектура» - вторая попытка Натальи Курниковой познакомить московского зрителя с Михайловым. Первая, по ее признанию, оказалось не совсем удачной. Работы Вячеслава Михайлова были показаны на инаугурационной выставке «Наших художников».

«Первую выставку я попробовала сделать в своем пространстве, в галерее в Борках.

Но как мне кажется, на тот момент я не до конца прониклась художником и сделала ее не совсем правильно», - рассказывает Наталья Курникова. «Эта выставка сделана как надо. Ей подобрано изумительное пространство, в котором хорошо видны работы художника. Белые старые стены и художник, который любит старую архитектуру Петербурга», - продолжает Курникова.

Действительно, «правильность» соблюдена во всем: один из самых продвинутых государственных музеев в качестве площадки, знаменитый архитектор в качестве дизайнера выставки и Дмитрий Сарабьянов в качестве автора статьи для каталога – Михайлова продвигают по всем правилам галерейного искусства.

В родном Петербурге Михайлов имеет более солидный послужной список. В 1995 году в Русском музее прошла его персональная выставка, в 2004-м он участвовал в коллективной выставке в Эрмитаже. Но в Москве его сумела разглядеть, кажется, одна Наталья Курникова, уже во второй раз за три года демонстрирующая работы художника в столице.

На выставке в Аптекарском приказе можно увидеть картины, созданные Михайловым после 2000 года. Живописным абстракциям Михайлова присвоены имена конкретных мест, точнее – городов или архитектурных объектов – набережные Петербурга, Андреевский собор, Венеция. Конечно, можно сказать, что цветовые пласты, неровности, подтеки создают неуловимый образ места. Но все же это своего рода игра на грани беспредметности: «Корпус Бенуа» в исполнении Михайлова – яркое охристое пятно четкой прямоугольной формы, «Андреевский собор» будто снят с высоты птичьего полета, «Улица Карла Росси» с дворами-колодцами и тесно стоящими домами, а «Вид на Петропавловскую крепость», кажется, узнаваем без труда: синие подтеки Невы вместе с белыми полосками любимого питерцами пляжа. Но понять, что скрывается за «слоеным пирогом» красок, удается далеко не всегда: Венецию, Антибы, Флоренцию, Равенну не сразу удается отделить от пейзажных зарисовок Петербурга. Кажется, если поменять у картин названия, места все равно останутся узнаваемыми.

До 2000 года в работах Михайлова присутствовали сюжеты, человеческие лица и фигуры. После осталось место лишь цвету и фирменной михайловской фактуре. Утратив фигуративность, его живопись не перестала быть эмоциональной, а, напротив, лишь усилила присутствующий и ранее пафос. Сам художник причисляет себя к традициям русской абстракции, продолженной такими живописцами эмиграции, как Серж Поляков и Андре Ланской. Зная это, присутствие Михайлова в числе художников галереи Курниковой уже не кажется случайным.

22.11 – 12.12

Вячеслав Михайлов. Архитектура

Аптекарский приказ, Музей архитектуры им. Щусева

Москва, ул. Воздвиженка, д.5

291-21-09, 290-05-51