СЕРГЕЙ САФОНОВ. Выставка Мстислава Добужинского в Москве. Газета, 21 Октября 2007

 

При беглом перечислении мастеров изобразительного искусства рубежа XIX-ХХ веков имя Мстислава Добужинского (1875-1957) традиционно ассоциируется с «Человеком в очках» из собрания Третьяковки. Графический лист, исполненный в технике угольного рисунка и акварели с белилами, изображает повернутую лицом к зрителю сухопарую мужскую фигуру на фоне окна и открывающегося за ним городского пейзажа. Регулярное воспроизведение именно этой работы даже наводит некоторых на мысль, что перед ними автопортрет художника при том, что выпускник юридического факультета Петербургского университета и воспитанник нескольких рисовальных школ и студий выглядел совершенно иначе. Авторы же справочников и энциклопедий склонны усматривать в портрете подтверждение того, что образ города у Добужинского почти всегда «драматичен, бездушен, наполнен блоковским трагизмом».

В 1924 году художник покинул Россию, после чего жил в Литве, Франции, Англии и Америке. В апреле 2003 года, во время Дней Вильнюса в Москве, столичные зрители уже могли расширить свое представление о западном периоде творчества Добужинского, если случайно набредали на показанную в Манеже без особой рекламы краткосрочную выставку его произведений, доставленных из Литвы. Теперь оказия повторяется: галерея «Наши художники» демонстрирует привезенную из музеев Каунаса и Вильнюса, а также дополненную произведениями из московских частных коллекций выставку знаменитого мастера станковой и книжно-журнальной графики, который предстает в этот раз по преимуществу театральным художником. Впрочем, почти три десятка станковых работ на выставке «Мстислав Добужинский: от Литвы до Америки» тоже есть.

Биография Добужинского связана с Литвой. Уроженец Новгорода, когда-то выпускник вильнюсской гимназии, вскоре после революции Мстислав Добужинский обосновался в Каунасе и возобновил творческую работу в качестве сценографа и художника по костюмам в государственном театре. С 1927 по 1939 год при его непосредственном участии были поставлены «Ревизор» Гоголя, «Фауст» Шарля Гуно и «Дон Жуан» Моцарта, «Спящая красавица» и «Пиковая дама» Чайковского, шекспировский «Гамлет» и другие спектакли - в том числе по произведениям литовских авторов. Эскизы ко многим из них демонстрируются на выставке в «Наших художниках», причем многое обнаружилось именно в частных коллекциях. Устроители не забыли и более поздний период творчества мастера. В связи с началом Второй мировой войны Добужинский не смог вернуться из Лондона в Литву - и так и остался по другую сторону Атлантики.

На выставке можно увидеть эскизы к спектаклю «Одержимые», поставленному в Нью-Йорке Театром Михаила Чехова по роману Достоевского «Бесы», а также к опере «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева и балету на его же музыку «Русский солдат» в постановке Михаила Фокина - премьера этого балета состоялась в нью-йоркской "Метрополитен-опера" 23 января 1941 года. Балет «Кавказский пленник» на музыку Арама Хачатуряна был оформлен Добужинским в 1957-м - в последний год его жизни.«Не все в Добужинском одинаково ценно; попадаются и в его творении, будь то иллюстрации или театральные постановки, вещи надуманные и потому менее ценные, - размышлял на страницах книги «Мои воспоминания» соратник Добужинского по объединению «Мир искусства» Александр Бенуа. - Там же, где он остается совершенно самим собой и где задача, которую он себе ставит, ему по душе и в его средствах, где ему не приходится ни хитрить, ни что-либо «прятать», он создал и создает вещи, полные неувядаемой прелести».