Александра Машукова. Сквозь дымку театра. Ведомости, 12 Октября 2007

 

Cпрос на работы Добужинского неуклонно растет: на парижских торгах 2005-2006 годов, на которые сын художника Ростислав выставил часть наследия отца, многие произведения ушли за цену, превосходящую первоначальную в десятки раз. Для нас этот художник в первую очередь связан с объединением «Мир искусства», к которому принадлежал на рубеже веков: в 1924 году Добужинский эмигрировал из Советской России, и «заграничную» часть его жизни мы знаем куда хуже. Между тем Добужинский прожил в эмиграции (в Вильнюсе, где в детстве учился в гимназии), а потом в Западной Европе и Америке целых 33 года.

Главной его любовью в ту пору был театр. Он оформил почти двести спектаклей в полусотне театров двадцати стран мира. В галерее «Наши художники» покажут эскизы декораций и костюмов к 22 постановкам — все они были сделаны за границей. «Гамлет», «Ревизор» и «Одержимые» (по «Бесам» Достоевского) — вместе с великим актером Михаилом Чеховым, балет «Русский солдат» — с хореографом Михаилом Фокиным, другой балет — «Мадемуазель Анго» — с не менее легендарным Леонидом Мясиным. То, что образ спектакля, который создавал Добужинский, выходил за рамки простого оформления и сценограф тогда становился сорежиссером, признавали даже именитые коллеги художника. Михаил Чехов вспоминал в связи с «Ревизором»: «Я наблюдал, как он длинной кистью накладывал пятна на холст. Не дано мне было понять этих пятен вблизи. Но когда настал торжественный момент установки декораций на сцене, я изумился! Не только живут и вибрируют теперь эти таинственные блики и пятна, но они и смешат! Они рассказывают мне о жизни… да еще с юмором Николая Васильевича, да еще с усмешечкой Мстислава Валериановича».

Добужинский был человек темпераментный: придумав эскиз костюма (который учитывал физические особенности артиста, так что носить его впоследствии было удобно), он иногда «создавал» его прямо на исполнителе. Например, ставили в Каунасе оперу Мусоргского «Борис Годунов», и бас, поющий партию беглого монаха Варлаама, на примерке надел рясу — Добужинский тут же стал рисовать на ней лохмотья, приговаривая: «Вот сразу возьмемся за пузо!» Даже в своей графике он, кажется, глядел на мир сквозь огни рампы: в 1945 году он получил заказ запечатлеть ветшающие виллы в Нью-Порте, штат Род-Айленд (налоги на них были столь высоки, что платить их не могли даже владельцы — потомки миллионеров). Так возник цикл из 125 акварелей и гуашей, своего рода американский «Вишневый сад». Некоторые из этих исполненных печальной красоты работ тоже будут на выставке, вошли они и в каталог в числе других 170 произведений художника. Большинство из выставленных в галерее работ Добужинского покажут в России впервые.

15 октября — 20 января, галерея «Наши художники», 19-й км Рублево-Успенского ш., пос. Борки, 36, тел. 634 22 22