Мария Москвичева. В столицу вернулся модный Бакст. МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ, 27 Января 2013

 

 

В сердце столицы, в районе «музейной мили», — двойная премьера. Сюда с Рублевки переехала галерея «Наши художники», специализирующаяся на искусстве русских художников-эмигрантов. Новое пространство, оформленное, как и старое, мастерской Евгения Асса, открылось яркой выставкой неизвестных эскизов Леона Бакста (он же Лев Розенберг). Художник, прославившийся своими иллюстрациями в журнале «Мир искусства» и оформлением Русских балетов Дягилева, предстал перед московской публикой в новом свете. Оказывается, он был успешным кутюрье и незадолго до смерти успел сделать эскизы для массового производства авангардных тканей в Америке, которые покорили местных модниц. Как вкусы Бакста повлияли на современную моду и как удалось вернуть его последнюю модную коллекцию на родину, выяснил «МК».

В «Наших» аншлаг — в четырех залах нового пространства галереи собрались все сливки отечественного арт-сообщества и меценатства. Это и не удивительно, ведь хозяйка галереи Наталья Курникова (выкупившая когда-то единственную картину, написанную Владимиром Путиным) успела заработать себе репутацию коллекционера с тонким вкусом. Ее новое приобретение — коллекция эскизов Бакста — украшает стены галереи. Красные, синие, желтые, зеленые орнаменты, пропитанные русскими и индийскими мотивами. Рядом с эскизами — манекены, обернутые в ткани с теми же рисунками (их сделали в Италии специально для выставки).

— О том, что Бакст работал как кутюрье в Париже и его ткани пользовались популярностью в Америке, у нас мало кто знает, а эскизы, кроме нескольких специалистов, никто не видел, — рассказывает Наталья Курникова.

— Сложно было выкупить коллекцию? Дорого она вам обошлась?

— Дорого, но это того стоило. Коллекцию хотел приобрести Балтиморский музей, последние годы эскизы там находились на хранении. А владел ими Maryland Institute College of Art, прогрессивное учреждение в области современного дизайна, существующее с начала ХIХ века. Коллекция им принадлежала в течение последних 70 лет.

Слава к Баксту пришла после его оформления Восточных балетов Дягилева, и пусть потом они разругались, интерес к фигуре русского художника возрос. А его интерес к моде был силен, тем более что его тесть, меценат и коллекционер Павел Третьяков, владел крупнейшей мануфактурой в Российской империи.

— После успеха балетов «Шахерезада» и «Клеопатра» у него стали заказывать одежду известные актрисы, княгини, светские дамы, он оформлял целые балы для высшего общества, — рассказывает «МК» искусствовед, завотделом рукописей Третьяковки Елена Теркель. — Заказывали костюмы и модные дома, например, Дом Поля Пуаре. Америка всегда следила за модными тенденция Парижа, и скоро у Бакста появились заказы из США. Впервые Бакст отправился на другой континент в конце 1922 года, чтобы читать там лекции «Искусство костюма». Там он познакомился с «шелковым королем» Артуром Селигом, и тот заказал ему набивные эскизы.

Перед художником встали новые задачи: сделать упрощенный рисунок, чтобы машина могла набить его на ткань, а это означало, что придется отказаться от детализации. Революционными платки и платья в стиле Бакста стали из-за ярких цветов, которые не было принято носить в повседневной жизни. Проект был настолько нестандартный, что компаньоны Селига отказались от него, потому «шелковый король» вышел из предприятия, организовал свое, напечатал ткани на другой шелковой фабрике, открыл свой магазин. Новинка произвела фурор — скоро у Бакста появились заказы от других фирм, а американские модельеры (с разрешения художника) начали активно использовать его цвета для самых разных моделей. Сам Бакст уже было решил войти в дело, стать компаньоном Селига, но не успел... Летом 1924 года у него случился приступ, и затем полгода он провел в больнице, где и скончался. Последняя запись в его ежедневнике: «рисунки отправлены в Америку».

— На розыски американской коллекции Бакста потом отправился его сын, но он был слишком молод (ему было лет 18) и неопытен и не смог ее разыскать, — говорит Теркель.

— Отголоски стиля Бакста можно увидеть в современной моде?

— Да. Он был денди, носил яркие шейные платки и цветастые галстуки (особенно он любил желтые), мода на них — влияние Бакста. Находка Бакста — роспись тел танцовщиц Русских балетов, именно после этого татуировки становятся популярны в Европе.