Юлия Виноградова. Высшие материи. ВЕДОМОСТИ ПЯТНИЦА, 18 Января 2013

 

Лев Бакст известен в России в первую очередь как театральный художник. О том, что декоратор «Русских сезонов» Сергея Дягилева был еще и дизайнером тканей и кутюрье, известно лишь понаслышке: в российских музейных и частных собраниях такого материала почти нет. На выставке «Открытие материи» в новом помещении галереи «Наши художники» (она переехала из поселка Борки в центр Москвы) покажут уникальную коллекцию из 33 эскизов для текстиля — гуашь на бумаге или картоне. Они были созданы художником в Америке в последний год жизни.

В 1923 году Бакста пригласил работать в США Артур Селиг, один из американских шелковых королей. Именно там у него появилась возможность применить свои дизайнерские находки для машинного фабричного производства. Ко времени переезда в США Бакст уже был авторитетным специалистом в области моды, хотя пик его популярности как кутюрье миновал — он пришелся на довоенные 1910-е годы. Как рассказала заведующая отделом рукописей Третьяковской галереи Елена Теркель, именно тогда, после успеха балетов «Шахерезада» и «Клеопатра», в моду вошли восточные костюмы, а Бакст стал работать по индивидуальным заказам и сотрудничать с модными домами Paquin и Poiret. Впрочем, к началу 1920-х художник решил попробовать себя в новой области — массовом текстильном производстве.

Как рассказала директор галереи «Наши художники» Наталия Курникова, в Америке Бакст сделал чуть больше сотни эскизов, из которых 12 пошли в производст­во. Шелковые ткани по его рисункам продавались в Нью-Йорке и пользовались популярностью во всей Америке. Курникова отметила, что специально для выставки были отпечатаны на шелке несколько эскизов.

Эскизы были найдены в конторе американского адвоката Бакста только через два года после смерти художника. Позднее они оказались в Колледже изящных и прикладных искусств Мэриленда, который передал их в 1942 году на хранение в Балтиморский музей искусств. Некоторое время назад коллекция из 33 эскизов была приобретена галереей «Наши художники».

В работах, которые покажут на выставке, художник использовал разнообразные этнические мотивы — все они входили в моду как раз в начале 1920-х. Артур Селиг настаивал, чтобы Бакст обратил внимание на жизненный уклад американ­ских индейцев, поэтому художник включал в орнаменты стилизованные фигурки в традиционных костюмах, идолов, сцены охоты. Но кроме этого, он использовал также индийские, африканские и, конечно, русские мотивы. Особенно эффектно и неожиданно смотрится эскиз, сделанный по мотивам ярких колористических и геометрических решений собора Василия Блаженного.

Как пояснила Елена Теркель, цвета тканей Бакст обсуждал с заказчиком, согласовывая краски, которые могли быть хорошо отпечатаны и соответствовали бы бумажному эскизу. Как создатель театральных костюмов Бакст всегда большое внимание уделял подобным нюансам. А как художник моды он стремился создавать орнаменты, которые сохраняли бы актуальность десятилетия спустя. И это ему явно удалось — не случайно коллекция эскизов в галерее «Наши художники» будет продаваться вместе с правами на воспроизведение их в любом виде.