Сергей Соловьев. Шедевры на Рублевке. Ваш досуг № 30, 7 Августа 2005

 

Тайны коктейльного дома

Сотрудница галереи Варвара с гордостью рассказывает, как к ним приехал ходок из Москвы. Некий любитель искусств, прослышав о коллекции, на перекладных, автобусами и маршрутками, добрался до поселка Борки, позвонил в железные ворота, был радушно принят и даже напоен кофе из дизайнерских чашек. Такие посетители - скорее исключение из правил. Формально галерея открыта для всех (стоит только заранее позвонить), однако вокруг витает аура засекреченной элитности: садовник аккуратно стрижет травку на английском газоне, десятки невидимых камер отслеживают каждое движение, а полотна, повешенные и подсвеченные, словно эксклюзивное платье в бутике, надменно заявляют о своей исключительности.

Трудно поверить, что минималистское строение на десяти сотках (два прямоугольника, вставленные один в другой) было когда-то типичным новорусским особняком. По крайней мере, намеревался им стать. До того, как за дело взялся архитектор Евгений Асс. Для нового владельца он перестроил усадьбу в эдакий коктейльный павильон, открытый на все стороны в японском стиле и обитый лиственничными досками. Когда нынешняя хозяйка Наталья Курникова с супругом приобретали еще недостроенный особняк, они понимали, что жить в нем не смогут. Но для галереи это сооружение, выделявшееся на фоне здешних замков, как раз подойдет. С тем же Ассом они разработали внутреннее пространство, установили музейный свет и охрану. Впрочем, одна жилая комната на втором этаже осталась. В ней, говорят, иногда ночует питерский художник Вячеслав Михайлов это единственный из ныне живущих мастеров, с которым работает галерея.

Поклонники Маревны

Появление Наших художников - результат эволюции новорусского собирателя. Этот собиратель (банкир-фирмач-топ-менеджер) со времен перестройки двигался от реализма Айвазовского к модерну Коровина, а потом и к авангарду в облегченной форме к художникам объединения Бубновый валет , оформившегося в 1910-1912 годы. В качестве бонуса к раннему авангарду прилагаются картины русских мастеров, работавших в 20-30-е годы во Франции. Нынче, когда околоавангардные вещи стали модными во всем мире, их не стыдно и соседям показать.

Впрочем, при встрече с Наталией Курниковой меньше всего думаешь о новых русских или о женах с Рублевки , красочно расписанных в книжке Оксаны Робски. Она элегантна, лишена дешевого снобизма, но главное, искренне любит то, чем занимается. Может часами говорить о качестве полотен Маревны (русской художницы Марии Воробьевой-Стебельской, долгое время жившей в Париже и дружившей со всеми гениями Монпарнаса от Модильяни до Пикассо). Ее Маревна куда как лучше того, что сейчас расхватывают на лондонских аукционах. Она обожает Гончарову и Ларионова (пара их эскизов на третьем этаже). Гордится своим Кончаловским , купленным у клана Михалковых-Кончаловских. Всячески пропагандирует московского парижанина и импрессиониста Николая Тархова, большую часть жизни вплоть до кончины в 1930-м прожившего в Париже. Наконец, боготворит питерца Вячеслава Михайлова, которого считает сегодняшним продолжателем русской абстракции. Эти разговоры, понятно, куда как содержательней бесед рублевских жен о последних спа-достижениях и скидках в Милане.

Клиенты едут

А мы бы могли быть на их месте , - сочувственно заметила наш фотограф, глядя на многокиллометровую пробку, выстроившуюся на Рублевке в пятницу вечером. Мы, по счастью, ехали назад, в Москву. В пробке оставались лакированные мерседесы , лексусы и BMW . Они терпеливо ждали, когда можно будет долететь до своего трехэтажного особняка, где хозяин чувствует себя спокойно и окружен не офисным хай-теком, а вещами, ласкающими взор. Общение с природой (как это принято на обычной даче) на долю рублевским обитателям не выпадает природа ограничивается кустиком на постриженном газоне. Но по части отдохновения у них имеются свои удовольствия: фешенебельные рестораны с мангалами (типа Дачи ), рауты в замки соседей. Наконец, галерея Новые Художники , вернисажи которой с коктейлями на крыше ничуть не уступают первейшим светским событиям столицы.

Интервью

Наталия Курникова, владелица галереи Наши художники

Галерея началась с вашей личной коллекции. Когда и почему у вас возникло желание открыться (ведь многие наши коллекционеры, предпочитают оставаться в тени)?

Из коллекционера я довольно быстро превратилась в галериста. Накопился опыт, увеличился масштаб деятельности. Путь от покупки первой работы до галереи на Рублевке занял двенадцать лет. После того, как я поучаствовала в организации двух персональных выставок малоизвестных ранее художников Тархова и Маревны в Третьяковке, определенно захотелось делать свои выставки на своей площадке. Что касается тени, окутывающей отечественного коллекционера, это издержки пока не слишком цивилизованного рынка. Серьезный галерист не может оставаться закрытым. Выбрав направление, он должен продвигать его, рождать интерес у зрителя к новым или забытым именам.

Насколько, по вашему опыту, комфортно (или некомфортно) себя чувствует российский коллекционер, по сравнению с западным собирателем?

Отечественный коллекционер чувствует себя гораздо менее комфортно, чем западный. Его тяготы многократно описаны в отечественной прессе. Есть проблемы безопасности, страховки, затруднено передвижение вещей по миру. Меня лично больше всего огорчает бумажная волокита, связанная с ввозом-вывозом произведений на выставки в западные музеи. На Западе коллекционеры гораздо публичнее, у нас немногие это себе позволяют. Так, президент клуба коллекционеров Валерий Дудаков всегда подписывается под своими картинами, когда выставляет и публикует их в каталогах. Но большинство предпочитают или не давать свои работы на выставки, или, давая, подписывают лаконично Частное собрание . Но общая проблема у коллекционеров, и русского и западного, возникает тогда, когда очень хочется купить предмет, а нет денег. Или когда желанную вещь увели из-под носа.

Место, где находится галерея, многое определяет. Для вас Рублевка - родная стихия и именно здесь вы хотели видеть свои картины? Или в выборе места был элемент случая?

Рублевка для меня родная стихия только в том смысле, что я здесь живу. Очень приятно позволить себе редкое удобство пешком от дома до работы две минуты. Однако выбор места связан в первую очередь с тем, что на Рублевке есть много интересующейся живописью публики, из старой интеллигенции и новых коллекционеров. Хотя на мои выставки приезжают и из Москвы, репутация не подводит. Элемент случая тоже был. Если бы предыдущий владелец здания не привлек к строительству здания архитектора Евгения Асса (он все-таки первый вице-президент Московского союза архитекторов), наверное, нам с мужем не пришло в голову покупать этот дом.

Как правило, галерея (если это не музей) активно занимается арт-бизнесом. На чем зарабатывает (и зарабатывает ли вообще) ваша галерея?

Несмотря на музейный уровень экспозиции и помещения, галерея, конечно, занимается арт-бизнесом, то есть продает картины. Художественный ресурс накапливается постепенно. Нужно правильно и вовремя приобретать то, что сегодня еще не востребовано, а завтра будет интересно многим. Галерея Наши художники раньше других заинтересовалась искусством русской эмиграции, а теперь в нашей постоянной экспозиции много качественных вещей, которые сейчас на рынке еще поискать надо. Вместе с тем, Наши художники занимаются художниками-классиками ХХ века на музейном уровне. В сентябре в галерее будет представлена некоммерческая выставка Из частных собраний памяти Соломона Шустера , на которой будет показано много первых имен, в том числе Натан Альтман, Борис Григорьев, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Нико Пиросмани, Роберт Фальк, Давид Штеренберг.

Вы уже перешагнули тот рубеж, когда картина покупается для красоты . И все же, как совет вы бы дали человеку (достаточно состоятельному), когда тот решит приобрести что-то из искусства . С чего начать, с кем посоветоваться, где купить?

Я бы посоветовала сначала определиться с тем, какое направление в искусстве больше привлекает, походить на выставки, посмотреть постоянные экспозиции музеев. В Москве регулярно происходят художественные ярмарки, арт-салоны, на которых представлены основные галереи Москвы и Петербурга. Там можно присмотреться, прицениться. Однако, прежде чем решиться на покупку, следует обязательно спросить совета у знатока, специалиста, которому вы фактически доверяете ответственность за потраченные деньги.