Шустер. Коллекция (16+)

16 октября - 20 декабря 2015

Галерея «Наши художники» вновь обращается к теме частного коллекционирования и представляет выставку произведений русского фигуративного модернизма из собрания Соломона Шустера.
В 2005 году галерея уже демонстрировала некоторые произведения из этой коллекции на выставке памяти Соломона Шустера. Наряду с ними тогда были представлены и другие работы из близких по направлению собраний. Настоящая выставка полностью составлена из работ собрания С.А. Шустера и включает такие шедевры, как «Портрет Ильи Зданевича» и «Женщина с бубном» Н. Пиросмани, «Оркестровый автопортрет» К. Зданевича, «Георгины» П. Кончаловского, «Пейзаж с домиком» И. Машкова, «Лиза с глиняным кувшином» Р. Фалька, «Натюрморт с тарелками» П. Кузнецова, «Пейзаж с архарами» М. Сарьяна, а также «Женщина с серебряным поясом» Н. Альтмана, «Душка» Б. Григорьева, «Мир, торжество, освобождение» А. Лентулова, показанные нами ранее. Государственный Русский музей предоставил возможность экспонировать в контексте коллекции одну из главных ее работ — «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» Ильи Машкова, находившуюся у Соломона Шустера около 15 лет.
С.А. Шустер принадлежал к небольшой группе ленинградских коллекционеров, среди которых такие имена-легенды, как Б.Н. Окунев, А.Ф. Чудновский, И.И. Палеев, Г.С. Блох, Л.Г. Лойцянский, И.М. Эзрах, И.Д. Афанасьев. Примечательно, что все они были представителями технических профессий, только Г.С. Блох был юристом. Соломон Шустер обладал двумя гуманитарными образованиями, в том числе искусствоведческим, искусствоведом была и его супруга, Евгения Крюкова, она часто выступала его консультантом и советником. Соломон Шустер, потомственный коллекционер, начал собирать искусство в ранней молодости и был лично знаком с Р. Фальком, П. Кузнецовым, М. Сарьяном, называл их «богами в живописи», у них непосредственно приобретал работы. С присущей ему респектабельностью, блестящим умом и живым интересом к искусству, он умел расположить к себе художников и их наследников. Совокупность этих качеств определила безупречный провенанс многих произведений в собрании.
Шустер коллекционировал не только вещи, но и их истории, связанные с судьбой художника и ушедшей эпохой. Он скрупулезно разыскивал, а потом и хранил информацию о многих работах, постоянно пользовался справочными и архивными материалами. Его поиски и находки в этом направлении запечатлены в ряде очерков, опубликованных в журнале «Наше наследие». Покупая, Соломон Абрамович во многом ориентировался на «личное впечатление» и вкус, а не на громкие имена и авторитетные суждения. Именно индивидуальные «пристрастия» и великолепное художественное чутье помогали ему открывать не только новых, малоизвестных живописцев, но и у знаменитых мастеров не пропускать талантливые этюды или выдающиеся ранние работы. Его собрание, как живой организм, не просто росло, оно естественно «строилось», в том числе через обмен и продажи. Но главные работы редко покидали коллекцию. Соломон Шустер создал одну из лучших отечественных частных коллекций, ее главная часть вошла в состав текущей экспозиции.
Опыт Соломона Шустера показывает, как высоко значение серьезного частного коллекционирования. Точный глаз большого коллекционера отслеживает все ценное и настоящее, его художественный поиск и выбор обогащает культурное наследие, воспитывая новые поколения и питая музеи.
Современные коллекционеры замечательны прежде всего тем, что возвращают произведения национального значения из-за границы, а собиратели советского времени совершали работу по сохранению того, что было пропущено музеями по идеологическим причинам. Эти люди внесли неоценимый вклад в сбережение авангарда и “левых” направлений в русском искусстве, нередко они буквально спасали вещи от их физического разрушения.
Коллекционеры уходят, произведения из их собраний продолжают свой путь, отмеченные достойным именем владельца. Самозабвенная любовь к живописи Соломона Шустера с годами стала неизмеримо ценной культурной инвестицией.
В 2005 году к нашей первой выставке, связанной с именем С.А. Шустера, издательством «Трилистник» была выпущена книга «Професссия – коллекционер», в ней автором статей выступал Соломон Абрамович. Теперь нам показалось интересным опубликовать впечатления, которые создавала многогранная личность коллекционера, и наш каталог предваряют очерки людей, хорошо знавших Соломона Шустера.