2 СТЕНБЕРГ 2

30 мая - 26 июля 2015

Братья Владимир Августович (1899-1982) и Георгий Августович (1900-1933) Стенберги - ключевые фигуры раннего конструктивизма и графического дизайна, члены группы «Конструктивисты» и авторы манифеста конструктивизма (1922), они сделали это течение влиятельным в искусстве всего ХХ века. Их имена стоят в одном ряду с теми, кто в начале ХХ века сформировал новый художественный язык эпохи, – Кандинским, Малевичем, Лисицким, Родченко, Эйзенштейном, Дзигой Вертовым, Таировым, Мейерхольдом. Братья Стенберг вошли в мировую историю дизайна, театра, плаката как яркие представители русского авангарда. Стилеобразующие возможности конструктивизма были воплощены ими в самых разных жанрах деятельности, но именно «в области киноплаката Стенберги создают не только свой стиль, но и целую эпоху совершенно своеобразного и неизменно художественного плаката, получившего уже мировое признание», - писал в 1929 году критик Д.М. Аранович. Плакаты Стенбергов ценятся во всем мире, от огромных тиражей остались единицы, многие музеи, в том числе зарубежные (в частности, МоМА, Нью-Йорк), хранят их в своих коллекциях.
Выставка в галерее НАШИ ХУДОЖНИКИ - самая крупная выставка киноплаката братьев Стенберг в России. Она пройдет в два этапа и покажет самые интересные работы художников. Первые этап состоится с 30 мая по 26 июля 2015 года, второй этап намечен на лето 2016 года. В этом году галерея представит 53 киноплаката, 3 афиши театра и цирка, в том числе – афишу гастролей Камерного театра во Франции, и 3 оригинала, сделанных от руки. Среди экспонатов шедевры плакатного искусства: "Одиннадцатый", "Человек из леса", "Симфония большого города", "Великосветское пари", "Ход конем", "Любовь втроем", "Намус", "Предатель", "Генерал", "Который из двух", "Джимми Хиггинс", "Арсенал", "Обломок империи", "СЭП". Из самых заметных и редких -  восьмилистное фасадное панно "Октябрь". Все плакаты экспозиции 2015 года происходят из частных собраний.
Братья Стенберги работали в Камерном театре с выдающимся режиссером-реформатором Александром Таировым (1922-1931), оформляли городские площади и улицы к праздничным событиям, были главными художниками ЦПКиО им.М.Горького (1928-1932), главными художниками Днепростроя (1928-1933) и Красной площади с 1928 года (после трагической гибели Георгия этот пост Владимир сохранял до 1962 года). Жанр киноплаката наиболее показательно донес до нас образцы работы их блестящего творческого тандема как жизненное воплощение их конструктивистских и других новаторских идей. В 1928 году художники так определили свой творческий метод: «Обращаясь к работе над плакатом, заметим, что здесь мы работаем прежде всего монтажом. С другой стороны, даем и здесь конструкцию». Стенберги не только обогатили киноплакат конструктивистским подходом, но ввели в него суперкрупный план и динамику композиции. Идеи и методы братьев Стенберг, развернутые в значительной степени в киноплакате, до сих пор питают современных специалистов в области графического дизайна.

К выставке «2 СТЕНБЕРГ 2» издан каталог, тождественный духу двух художников. Он включает 156 плакатов, и это самое значительное издание, посвященное плакатному дизайну Стенбергов. Каталог двуязычный. Авторы статей – известный исследователь плакатного искусства Нина Бабурина и Виктория Стенберг, внучка Владимира Стенберга, некоторые архивные фотографии публикуются впервые. Авторами дизайна каталога выступили действующие плакатисты современного российского кино Евгений Райцес и Матвей Евстигнеев.