Русская абстракция во Франции середины ХХ века

10 апреля - 15 июня 2006

Абстрактная живопись в середине ХХ века была одним из самых передовых направлений в изобразительном искусстве. Русская традиция абстрактного искусства в Советской России была искусственно прервана – социалистическому государству не нужны были никакие другие жанры, кроме «социалистического реализма». Тем не менее, русская абстрактная живопись не только существовала, но и занимала важнейшие позиции в развитии мирового изобразительного искусства. Сергей Шаршун (1888–1975), Андрей Ланской (1902–1976), Сергей Поляков (1900–1969), Никола де Сталь (1914–1955), эмигрировав в 1910 1920-е годы из России, в середине века во Франции создали великолепные образцы абстрактной живописи. Эти четыре художника не были объединены в одну группу, каждый из них стремился к выработке индивидуальной живописной концепции. Тем не менее, в истории искусства ХХ века и трудах, посвященных абстрактному искусству или «второй парижской школе», их имена часто стоят рядом, а на знаменитой выставке «Русские художники парижской школы» в Сен-Дени (1960) и Париже (1961) были представлены работы каждого из них. Значение поисков и свершений в области нефигуративного искусства этих выдающихся художников уже давно оценено во всем мире – их работы хранятся в крупнейших государственных и частных собраниях, им посвящены десятки монографий на многих языках мира. К сожалению, в России до сих пор творчество этих художников-эмигрантов мало известно не только широкой публике, но даже специалистам.

На выставке в галерее НАШИ ХУДОЖНИКИ представлено около 60 работ Сергея Шаршуна, Андрея Ланского, Сергея Полякова, Никола де Сталя из Государственной Третьяковской галереи и частных собрании России и Франции. Части экспозиции посвященные С.Шаршуну и А.Ланскому носят монографический характер. Многие работы выставлены впервые, в том числе 16 работ Сергея Шаршуна из собрания Государственной Третьяковской Галереи.

К открытию выставки издан 184 страничный каталог. Вступительные статьи в каталог выставки написаны профессором Дм.Сарабьяновым и знатоком искусства русской эмиграции во Франции Ренэ Герра.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ВЫСТАВКИ: «Искусство», «Эрмитаж», «Интерьер + Дизайн», «Загородный дом 100 %», «Мезонин», «На Рублевке».

Сергей Шаршун (1888, Бугуруслан – 1975, Вильнев-Сен-Жорж) – покинул Россию в 1912 году, участвовал в деятельности знаменитой группы «Дада». В 1920-е разрабатывал версию «орнаментального кубизма». Позже орнаментальный кубизм сменился абстрактно-геометрическими формами, натюрмортами в духе пуризма и монохроматическими композициями со сложной рельефной фактурой. Чаще всего обращался к теме воды и музыки. Его работы выставлялись на многочисленных персональных и групповых выставках в культурных столицах мира, а в 1971 году прошла большая ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства в Париже.

Андрей Ланской (1902, Москва – 1976, Париж) – попал в Париж в 1921 году. С 1923 года выставлялся в групповых выставках русских художников, участвовал в парижских салонах, в 1925 провел первую персональную выставку, его работы начали покупать крупные коллекционеры. С 1937 года под влиянием В.Кандинского и П.Клее начинает отходить от предметного искусства, в 1942 году проводит персональную выставку только абстрактной живописи. Знакомится с Н. де Сталем. На устроенной галерей «Луи Каре» в марте 1948 года персональной выставке художник выступает как сложившийся мастер «лирических абстракций». В 1950-е работает в декоративно-прикладных техниках – ткани, мозаика, книги. При жизни провел десятки персональных выставок в Европе и Америке, работы Ланского хранятся и экспонируются в лучших мировых собраниях искусства ХХ века.

Сергей Поляков (1900, Москва – 1969, Париж) – поселился в Париже в 1923 году, в течение тридцати лет зарабатывал на жизнь игрой на гитаре в парижских кабаре, снимался в кино. С 1929 года серьезно начал заниматься живописью, с 1931 года участвовал в выставках. В 1937 году познакомился с В.Кандинским и С.Делоне, в 1938 выставил первую абстрактную картину. Поляков в своем абстрактном творчестве сосредатачивался на постижении свойств живописной материи, на возможностях, которые предоставляет работа с колоритом. Часто для этого он использовал найденные лично им технические приемы. В конце 1050-х годов к Полякову пришла мировая известность, его персональные выставки состоялись в восьми европейских столицах, а в 1962 году он с триумфом участвовал в Венецианской биеннале современного искусства. В 1970-м году состоялась его посмертная персональная ретроспектива в Национальном музее современного искусства в Париже.

«…Впечатление красоты из моего детства я всегда хранил во мне и вы, может быть, можете найти его отпечатки в моем искусстве»

Никола де Сталь (1914, Санкт-Петербург – 1955, Антиб) – сын заместителя коменданта Петропавловской крепости. Ребенком вместе с семьей покинул Россию, учился живописи в Королевской академии искусств в Брюсселе. Много путешествовал по Марокко, Алжиру, Испании, Италии, Франции, служил в армии в Тунисе. В 1940-е годы обосновался в Ницце, общался с французскими художниками, спасавшимися от фашистской оккупации, начал экспериментировать с цветом и формой, в 1944 году приходит к чистой абстракции. Участвует в групповых выставках абстракционистов, в том числе вместе с В.Кандинским. На рубеже 1940 1950-х выставляет работы на многочисленных групповых и персональных выставках. В 1952 на новом этапе работы с композицией и цветом возвращается к предметности. Готовится к большой персональной выставке. Депрессия приводит художника к самоубийству. Посмертные выставки следуют одна за другой, в том числе в 1956 году в Национальном музее современного искусства в Париже. В 2003 году состоялась первая выставка работ художника в России – в рамках празднования 300-летия Петербурга в Государственном Эрмитаже.