Александр Харитонов. Воскресение

6 февраля - 25 марта 2012

Александр Харитонов (1931 – 1993) – выдающийся русский художник-философ, один из самых известных и самобытных нонконформистов 1960-х годов. Среди них он занимает особое место. Его искусство посвящено не поиску новых форм, не исследованию модернистских накоплений русского авангарда и западноевропейского искусства, не социальному протесту, а духовному осмыслению бытия. Александра Харитонова можно назвать великим романтиком, сказочником и проповедником добра. Но самое важное в творчестве Харитонова то, что художник возродил и в то же время по-новому продолжил традиции православного искусства.

Ретроспективная выставка в галерее «НАШИ ХУДОЖНИКИ» включает около 80 произведений живописи и графики в основном из частных московских собраний, и охватывает все этапы творчества мастера. Открытие выставки приурочено к очередной годовщине смерти художника.

Путь Александра Харитонова как в искусстве, так и в жизни – путь непреклонного духовного восхождения. В конце 1950-х и в 1960-е годы художник создает свой таинственный мир философских картин-притч, картин-видений, где с самого начала просматривается линия обращения к православной истории и культуре Руси. 1970-80-е годы – годы развития Харитоновым романтического русского пейзажа как философской картины вселенной, годы полного ухода в православную живопись и графику. С 1986 года, когда Александра Харитонова частично парализовало, и он мог работать только левой рукой, и все последовавшие семь лет своей болезни, он считал себя счастливым человеком, ибо принял болезнь как схиму. Несколько раз пережив клиническую смерть, в своих поздних работах он смог показать жизнь как великий дар и праздник, как часть бесконечной вечности.

В противовес современной гигантомании, работы Харитонова невелики по размеру, рассчитаны на близкое и тихое общение. И каждая из них – как самоцвет, переливающийся сотнями красочных и смысловых оттенков. Сама техника, в которой работает художник, похожа на россыпь камней, на мерцающую мозаику из мелкой смальты. Мазки – крошечные и выпуклые – ложатся всегда предельно точно, сливаясь в удивительную и гармоничную картинку. А сами миниатюрные полотна в свою очередь – в сюиту, сверкающую и радостную. Во всей системе художника чувствуется связь с традиционной средневековой картиной мира, с ее мудрым взаимопроникновением макрокосма и микрокосма, пронизанностью светом и приятием всего сущего» (Т.Соколова).

По словам самого художника, его живопись, как с технической, так и с философской точек зрения, зиждется на трех китах: византийской и древнерусской иконописи, а также старинной русской церковной вышивке драгоценными камнями, жемчугом, бисером. Своими учителями Александр Харитонов считал Достоевского, Гоголя, Саврасова, Флоренского и Моцарта.

Работы Александра Харитонова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва); Музея Циммерли Рутгерского университета (штат Нью-Джерси, США), а также ведущих российских музеев современного искусства Московского музея современного искусства, Музея актуального искусства ART4.RU, Музея «Другое искусство», (Москва); Нового музея (Санкт-Петербург), во многих частных собраниях в России и за рубежом.

К открытию выставки издан каталог со статьями Татьяны Соколовой, вдовы художника, и профессора, доктора искусствоведения Михаила Соколова.