Павел Челищев

10 апреля - 24 июля 2011

Галерея «Наши художники» второй раз обращается к наследию Павла Федоровича Челищева (1898 – 1957), одного из выдающихся представителей русской художественной эмиграции.

Много лет работы Челищева находились в собраниях крупных культурных деятелей и коллекционеров — Гертруды Стайн, Эдит Ситуэлл, Елены Рубинштейн, Эдварда Джеймса, Линкольна Кирштейна, Джеффри Бина, Сергея Лифаря и многих других, теперь украшают залы музейных коллекций, в том числе, музеев Уитни, МОМА, Тэйт Модерн, Центра Помпиду.

В 2006 году в галерее «НАШИ ХУДОЖНИКИ» состоялась первая в России персональная выставка работ классика модернизма ХХ века, на которой было представлено 54 произведения, в том числе – знаменитая работа «Феномены» из собрания Государственной Третьяковской Галереи. Выставка всколыхнула интерес отечественной публики к наследию замечательного художника. Тогда же возникла мысль о том, что было бы логично развить этот проект, поднять на новую высоту. Несколько лет ушло на поиск произведений для новой экспозиции, в нее вошли 70 работ из российских частных собраний, ни одна из них не участвовала в выставке 2006 года. Нынешняя выставка не только количественно превосходит предыдущую, но и богаче шедеврами. Благодаря усилиям галереи и щедрому интересу наших коллекционеров мы сегодня можем констатировать, что творчество Павла Челищева вернулось на родину.

На выставке представлены все периоды творчества художника, кроме раннего кубо-футуристического, связанного с театром от парижского до итальянского, от декоративного примитива середины 1920-х («Женщина с бусами») до неонового периода 1950-х («Золотая Ваза»). Зритель увидит как работы монохромы, выполненные, в том числе с использованием необычных фактур – песка и кофе («Человек в голубой маске», «Два обнаженных мальчика», «Жонглер», «Портрет юноши», 1931), так и произведения, насыщенные цветами всей палитры («Девочка с бабочками», «Феникс», «Портрет моего отца»).

Глазам публики предстанет целый ряд блестящих портретов, героями многих их них выступали близкие Челищеву люди, Чарльза Генри Форда (1931, 1933), Руфи Форд (1937), Николаса Магеланеса (два портрета 1937 года), Флориан Таннер (ок. 1927) и др.

Среди экспонатов выставки — шедевры, которыми мог бы гордиться любой музей искусства ХХ века: портрет Сергея Лифаря, «Втроем», «Фата-моргана», «Жатва», «Татуированный», «Дети», «Анемоны в вазе», «Портрет Патрисии Лопес-Вилшоу», «Хризантемы»… Значительно обогатила возможности новой выставки продажа обширного челищевского собрания Руфи Форд, очевидно, последнего крупного «куска» наследия, сформированного, в основном, при жизни художника. Это событие и явилось завершающим этапом подбора работ, подспорьем и сигналом ко второй выставке.

Настоящая выставка достаточно полно отражает творческий поиск и достижения П.Ф.Челищева, и, по сути, является полноценной ретроспективой художника. К открытию выставки издан двуязычный каталог (85 иллюстраций, тираж 800 экземпляров) с двумя вариантами обложки, часть тиража включает номерные экземпляры в твердой обложке.