Василий Ситников и его школа

24 мая - 31 июля 2009

Сама личность этого человека, «официального сумасшедшего», сумевшего быть творчески свободным в несвободной стране, вызывала и вызывает до сих пор много противоречивых суждений и слухов. С его полуподпольной школой-студией был связан – как прямым ученичеством, так и творческими контактами – целый ряд мастеров неофициального искусства и известных художников современности (В.Вейсберг, Ю.Ведерников, А.Кирцова, В.Петров-Гладкий, В.Титов, А.Харитонов, В.Яковлев и др.). Экспозиция знакомит со всеми этапами творчества В.Я.Ситникова — от самых ранних зарисовок, разработок художественного метода до последних произведений художника, созданных в эмиграции. Ранние наброски и этюды позволяют увидеть, как рождался метод В.Я.Ситникова, какие задачи им ставились и как они решались (обобщение и текучесть формы, освещение и расположение бликов, соотнесение предмета и пространства и др.). Серия работ В.Я.Ситникова, изображающих церковь (монастырь) в поле или просто поле, создает представление о пространственно-философской концепции художника как одной из главных тем его творчества. Ряд выставленных произведений описывает его специфическую трактовку изображения человеческой фигуры. Интересна подборка автопортретов Василия Яковлевича разных периодов. Отдельный зал экспозиции составляют «уроки», от «растяжки» и «кишки» до мастерских фигур. Феномен школы В.Я.Ситникова уникален для советской эпохи. Разрабатывая собственный живописный метод, художник постоянно штудировал его сам, рядом и вместе с учениками. Нераздельность этой совместной работы, породившая много самостоятельных художников, заставляет говорить об исключительности преподавательского таланта В.Я.Ситникова, а его школу рассматривать как важнейшую творческую составляющую его личности. Некоторые поздние работы, включенные в экспозицию, позволяют увидеть творчество В.Я.Ситникова в чистом виде. Глядя на них, особенно отчетливо приходит понимание величины его живописного таланта. «Воспоминание о Москве» (1975–1977) — работа, которую Василий Яковлевич писал в Австрии в течение трех лет, является несомненным живописным шедевром. «Мифологично все в его биографии, чудо жизни, которое он отвоевал в стенах Казанской психтюрьмы, скоморошество и мудрость русского кентавра, облик пана или фавна, преследующего свою нимфу. А главное — школа созданная им, альтернативная педагогическая система, организованная в условиях советского социума, столь мало приспособленного для ее понимания». Т.Вендельштейн

К выставке подготовлен каталог, в котором опубликована статья искусствоведа, сотрудника Третьяковской галереи, вдовы и продолжательницы дела коллекционера Л.П.Талочкина, Татьяны Вендельштейн, а также воспоминания художников А.Кирцовой, В.Титова, В.Петрова-Гладкого о годах учебы в школе В.Я.Ситникова.