Михаил Соколов. Графика (6+)

28 сентября - 28 октября 2018

Имя художника Михаила Ксенофонтовича Соколова (1885-1947) хорошо известно большинству специалистов и любителей отечественного изобразительного искусства ХХ века, но мало знакомо широкому зрителю.

Выставка работ Михаила Соколова приурочена к изданию трехтомника, посвященного графическому искусству художника. Экспозиция составлена на основе московских собраний и представит более 70 рисунков, начиная с самых ранних, датированных 1910-ми годами, и практически последними, созданными уже смертельно больным художником. Среди них – портреты, натюрморты, пейзажи, работы из циклов: «Воображаемые портреты», «Купальщицы», «Всадники», «Страсти» и др.

 История России ХХ века, с обрушившимися на нее бесконечными катаклизмами: революциями, войнами, борьбой с формализмом, репрессиями исковеркала судьбы тысяч талантливых людей, а их искусство либо погибло, либо осталось совершенно неведомо современникам и потомкам. Соколов попал под жернова истории, отсидел несколько лет в сталинских лагерях, практически до конца своей жизни был отлучен от культурных центров, от соратников по цеху. Выход в свет фундаментального издания и выставка призваны отчасти восстановить историческую справедливость.

Михаил Ксенофонтович Соколов родился в Ярославле, в семье ремесленника-бондаря, первоначальное образование получил в Ярославском городском училище. На деньги местного купца, решившего «поддержать зреющий талант», уехал в Москву и поступил в Строгановское училище. Но не закончив обучения, бросил его и окунулся в самостоятельную творческую жизнь. Работы начинающего художника сразу же вызвали интерес у художественной критики. Однако, отмечая талант Соколова, они обращали внимание на его несовременность, отрыв от действительности и его увлеченность искусством предыдущих эпох. В творческом наследии художника практически невозможно найти работ, так или иначе отображающих происходившие в России события, современником которых он был. Соколов и сам бывал их непосредственным участником – в составе отрядов революционных матросов он в 1917 году принимал самое активное участие в Февральской революции, а также в июльском большевистском мятеже в Петрограде. До середины 1920-х годов Соколов работал в современных эпохе формалистических направлениях, однако их основной массив был им уничтожен. До наших дней дошла лишь незначительная часть работ того периода.

Соколов и раньше интересовался европейским искусством, стилистикой и пластикой прошедших эпох, а с середины же 1920-х, очарованный произведениями таких мастеров,  как Рембрандт, Тьеполо, Веронезе, Монтичелли, Милле, Коро, Дюпре, Ватто, Ренуар, он погрузился в этот мир окончательно, тем самым практически вычеркнув себя из современной ему культурной жизни. Не имея ни заказов, ни мастерской, ни даже нормального жилья, художник упоенно работал в мире собственных грез, создавая работы близкие по духу то импрессионистам, то барбизонцам. В 1938 году по ложному доносу Михаил Ксенофонтович был арестован, приговорен к семи годам лагерей и сослан в Кемеровскую область на станцию Тайга. В начале 1943 года тяжело больного художника досрочно освободили из лагеря как «доходягу», он поселился в Рыбинске, где и прожил практически до своей смерти, борясь за восстановление в Союзе художников и возможность перебраться в Москву.

Издание, которое презентует настоящая выставка, подготовлено Ниной Голенкевич и Юрием Петуховым. Авторы-составители задались целью представить широкой аудитории профессионалов и любителей изобразительного искусства альбом эталонных графических произведений художника, позволяющих не только составить максимально полное представление о творческом методе, стилистике и основных темах художника, но и дать возможность специалистам и коллекционерам проводить самостоятельную, предварительную атрибуцию его работ. В альбоме освещены все серии и циклы, над которыми Соколов работал с начала 1910-х до конца 1940-х годов. Это первое фундаментальное справочное издание, с большим количеством иллюстраций, архивных текстовых и фотоматериалов. Более 90 % из почти 1200 воспроизведенных графических произведений публикуются впервые. Первые два тома посвящены станковой графике разных лет, третий том – книжной иллюстрации и миниатюре.

При подготовке издания авторы-составители отсмотрели в музейных фондах, семейных архивах и частных собраниях более шести тысяч графических произведений Михаила Соколова. Шесть тысяч работ художника, не имевшего законченного профессионального образования, не входившего ни в одно творческое объединение или группу, крайне редко выставлявшегося при жизни, не имевшего никаких почетных званий и регалий, часть жизни и вовсе отлученного от активного творческого процесса, до конца своих дней боровшегося за право просто быть художником. Принимая во внимание его требовательность и бескомпромиссность к себе и окружающим, способность портить отношения и скорее расширять круг своих недоброжелателей, нежели находить друзей, факт бережного сохранения шести тысяч работ художника – знак признания таланта их автора. И это далеко не все рисунки, часть их, безусловно, осталась вне поля зрения авторов-составителей.

 В настоящее время началась подготовка четвертого тома, посвященного живописным работам Михаила Соколова. К ней в качестве партнера подключилась и галерея «Наши художники».

Кураторы выставки: Наталия Курникова, Юрий Петухов