Гельцер. Коллекция (12+)

3 марта - 27 апреля 2017

ГЕЛЬЦЕР. КОЛЛЕКЦИЯ

В рамках цикла выставок, посвященных теме частного коллекционирования, галерея представляет очередной проект – «Гельцер. Коллекция» – исследование собрания русского изобразительного искусства выдающейся женщины-коллекционера, прима-балерины Большого театра Екатерины Васильевны Гельцер (1876–1962). Современники называли ее собрание, включавшее сотни живописных и графических работ, «маленьким отделением Третьяковской галереи». Это была бесспорно выдающаяся московская коллекция, сформированная в основном в 1920-1930-е годы. К сожалению, она не сохранилась. Крайняя рассредоточенность произведений и досадная ограниченность сведений о ней не позволяют сегодня ее представить во всей полноте. Нам удалось объединить в экспозиции около 40 первоклассных работ художников второй половины XIX– начала XX века, а в каталоге воспроизвести около 80-ти.
В состав выставки вошли произведения из московских государственных музеев – Третьяковской галереи, Театрального музея им. А.А. Бахрушина, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки и московских частных собраний. Среди шедевров: «На Волге», «Бурный день» (обе – ГТГ), «Осень. Солнечный день» И. Левитана (частное собрание), портреты Т.С. Любатович и «Хозяйка» К. Коровина (все – ГТГ), «Гензель и Гретель» М. Врубеля (ГТГ), «Обнаженная с распущенными волосами» В. Серова (ГТГ), «Летняя мелодия» В. Борисова-Мусатова, «Голубые гортензии» Н. Сапунова, «Павильон Армиды» А. Бенуа, «На высоком берегу Волги» Б. Кустодиева (все – частные собрания), «Портрет балерины О.А. Спесивцевой» С. Сорина (ВМОМК им. М.И. Глинки).
Екатерина Гельцер блистала на сцене Большого театра более трех десятилетий (1894–1935), одной из первых получила звание народной артистки РСФСР (1925). Ее исполнение отличало сочетание высокой, виртуозной техничности и выразительной актерской игры. Свою карьеру она начала стремительно, спустя несколько лет после зачисления в труппу исполняла главные партии почти во всех балетах, некоторые из которых создавались специально для нее, в частности, балетмейстерами А. Горским («Саламбо», 1910; «Корсар», 1912; «Любовь быстра!», 1913) и В. Тихомировым («Эсмеральда», 1926; «Красный мак», 1927). В 1910 году она станцевала «Вальс» в «Шопениане» вместе с В. Нижинским в «Русских сезонах» С. Дягилева. «Гельцер отличалась открыто национальным качеством своего таланта» (В. Красовская. Русский балетный театр начала XX века. Танцовщики. СПб, 2009, с. 152), ее «Русский танец» неизменно покорял публику во время многочисленных гастролей.
Екатерина Гельцер – звезда императорской сцены, не эмигрировала из Советской России, и в послереволюционные годы репертуар Большого театра держался именно на ней. Эта красивая, остроумная, темпераментная, широко образованная женщина вошла в историю отечественной культуры ХХ века не только как балерина, но и выдающийся коллекционер.
Она собирала русское искусство многие годы страстно и увлеченно. В круг ее интересов входили лучшие имена ХIХ века, а также современники, с некоторыми она дружила или работала в театре. Среди ее самых любимых художников – Исаак Левитан. У нее насчитывалось около пятидесяти работ великого пейзажиста, среди которых – шедевры, украшающие сегодня музейные и частные коллекции. Великолепный провенанс многих работ обеспечен близким знакомством с художниками, их наследниками и коллекционерами. Так, Гельцер приобретала произведения у вдовы художника О.Ф. Серовой, известных коллекционеров А.П. Лангового и А.Н. Ляпунова. Она владела произведениями, ранее принадлежавшими С.И. Мамонтову, А.А. Бахрушину и С.С. Боткину. Значимость собрания подтверждается также и фактом существования списка работ, сданных на временное хранение в Третьяковскую галерею в августе 1941 года для последующей эвакуации.
В ходе подготовки выставки – формирования экспозиции и каталога, сотрудники галереи провели большую исследовательскую работу. Были изучены все доступные архивы – в Отделе рукописей ГТГ, Архивно-рукописном отделе Театрального музея им. А.А. Бахрушина, РГАЛИ, периодические издания дореволюционного и советского времени, каталоги музейных собраний и выставочные каталоги, монографии и научные статьи. Это позволило реконструировать значительную часть списка произведений собрания, а также проследить происхождение многих работ. Исследования показали, какое важное значение имеет эта забытая ныне коллекция для сохранения и передачи национальных культурных ценностей из поколения в поколение. Произведения, отмеченные владельческим именем Екатерины Гельцер, отличает глубокое понимание живописи на самом высоком музейном уровне.