Настоящая выставка приурочена к выходу в свет альбома-монографии «Роберт Фальк. Счастье живописца» Антона Успенского, издательство «Искусство – XXI век», руководитель издательского проекта Наталия Ракова, дизайн Оксаны Салыкиной при участии Александра Коноплева.
Монографии о Роберте Фальке (1886–1958) единичны, хотя имя мастера имеет знаковое и почти сакральное значение для русского модернизма. Первая монография о Фальке пера Дмитрия Сарабьянова была издана в Дрездене на немецком языке еще в 1974 г. В Москве в 1996 г. вышла небольшая книга искусствоведа Татьяны Левиной «Роберт Фальк». 10 лет спустя появился каталог-резоне живописных произведений Фалька, автор-составитель Юлия Диденко, и это было большим обретением не только для искусствоведов, но и для коллекционеров и всех поклонников творчества художника. И теперь Антон Успенский, известный петербургский искусствовед и ведущий научный сотрудник Русского музея, давно изучающий творчество художника, защитивший диссертацию о нем, написал книгу о Фальке-живописце «с его индивидуальным чувством цвета и врожденной восприимчивостью к ритму». Это издание, на наш взгляд, помогает читателю «промыть глаза», по выражению самого Роберта Фалька, настроить зрение особым образом и вместе с автором книги услышать «собственную песню» мастера, право на которую он тихо и последовательно отстаивал всю жизнь.
Частный случай Фалька в русском, а в значительной степени и в советском искусстве, его совершенно особенное место тонкого и сложного живописца, приверженного собственному пути, невзирая на гонения, всегда притягивали коллекционеров. Фальк прожил долгую и творчески наполненную жизнь. Каждый период его творчества становился отдельной эпохой со своими открытиями и достижениями. Его произведения украшают стены не только крупнейших музеев страны, но и квартиры увлеченных собирателей.
Показательно, что в бытность художника в Париже его работы заметили известные торговцы искусством Амбруаз Воллар и Леопольд Зборовский. В СССР за полотнами Фалька охотились такие крупные ленинградские коллекционеры, как Г. Блох, И. Эзрах, А. Чудновский, Б. Окунев, И. Палеев и С. Шустер, называвший художника «богом в живописи». А в Москве его произведения находились в собраниях друзей-пианистов С. Рихтера, Г. Нейгауза, а также коллекционеров Г. Костаки, А. Абрамяна, И. Сановича, Д. Левенсона, В. Семенова и других.
Надо сказать, что баланс живописи Фалька в государственных и частных собраниях примерно равен. Этому способствовало неприятие Фалька руководством советского официального искусства – Союзом художников и закупочными комиссиями музеев. В 1940-50-е годы лучшие работы художника имели шанс скорее оказаться в частной коллекции, нежели в государственном музее. Клеймо сезанниста и формалиста не давало ходу, лишало Фалька официального прижизненного признания, но принесло счастье коллекционерам грядущего. И сегодня ни одна серьезная частная коллекция русского модернизма не мыслима без имени Фалька.
На выставке собрано около 40 живописных произведений Роберта Фалька, среди которых такие шедевры, как «Лиза с глиняным кувшином» (1912), «Король нищих» (1924), «Аллея. Тулон» (1935), «Солнечный день. Загорск» (1955-1956), а так же натюрморт «Картошка» (1955). Современный зритель увидит впервые – «Портрет Е. С. Потехиной в желтой шали» (1911), «Пейзаж» (1913), «Женщину в чепчике (Потехина Е. С.)» (1918), «Деревья на закате» (ок.1920), «Спящую полуобнаженную (Идельсон Р. В.)» (1925–1926), «Красный кувшин с двумя лимонами и гранатом» (1951–1952), «Портрет С. Михоэлса» (1947–1948). С ним Фалька связывала многолетняя дружба и работа в театре. Талант, интеллект и необычная наружность Михоэлса привлекали художника, он часто рисовал его, а затем создал живописный портрет. Скорбным натюрмортом «Голубка и роза. Реквием» (1948–1950) Фальк отозвался на трагическую гибель друга. Бумажная роза была взята на память из надгробного венка Михоэлса, голубая глиняная голубка как нежная пара печальной розе лишь со временем нашлась на Палашевском рынке. Изысканную композицию завершил аккорд красной чашки, обозначив собой остроту переживания утраты.
Проект «Частный случай. Роберт Фальк» представляет работы из современных частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга, многие из них опубликованы в новой монографии.
Фальк – бубнововалетец, московский сезаннист, русский парижанин, художник-философ-мудрец-отшельник, один из главных инспираторов русского неофициального искусства 1960-х. Таким мы его и хотели показать.
КУРАТОРЫ ВЫСТАВКИ
Наталия Курникова
Валентин Шустер