Еврейский акцент французского модернизма
17 марта - 15 мая 2022
В начале ХХ века во французском искусстве громко зазвучал еврейский акцент. Наряду с такими колоссами, как Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Марк Шагал выстроилась целая плеяда разновеликих еврейских художников из обширных земель Российской империи. В еврейской общине ослабели прежние заветы, открылся путь к судьбе художника, а Париж дал свободу вне национальности и раскинул на выбор художественные школы. Сама плотность концентрации художников создавала ту необходимую среду, в которой легко прорасти дарованию.

Чуткость к движению в искусстве, острота восприятия иностранца вплавили замечательно своеобразные национальные ноты в новейшие тренды модернизма, взявшего массовый разбег в Париже. Взлет еврейского искусства в первой половине ХХ века стал яркой, знаковой особенностью создаваемой коллективной культуры.

Мотивы для переезда в Париж были разные, не обязательно только художественные, и не все бежали от черты оседлости или обиды, как прославленный Лев Бакст, оскорбленный российскими властями. Революция побуждала к вынужденной эмиграции, так уехали Савелий Сорин, Константин Терешкович и Вера Рохлина. Абрам Маневич и Роберт Фальк выбрали себе Париж пристанищем на время. Казалось бы, сложно объединить стилистически очень разноплановые фигуры художников с еврейскими корнями. Но, несомненно, их искусство имеет особый флёр, акцент, иногда еле уловимый, иногда мощно ощутимый, он тут же наводит зрителя на мысль о специфичности сложносочиненной драматургии произведения и личности автора.

Тот, кто приехал «с кистью в руках», мог сразу показаться публике в официальных Салонах (Осеннем, Тюильри, Независимых), площадки салонов и галерей, критики, знатоки и бурный рост коллекционеров давали шанс. Многие художники продолжали учебу в Гранд Шомьер, Национальной школе изящных искусств у Ф. Кормона, в «Русской академии» Марии Васильевой, чаще французов посещая Лувр. В космополитическом «Улье» («La Ruche») «в огне настоящего чекана и требовательности» (Абрам Эфрос) формировали свое искусство лучшие представители так называемой Парижской школы. «…Эти семена, брошенные в почву, удобренную нищетой
и бунтарским духом, давали порой весьма жизнестойкие «всходы», и каждый урожай, большой или маленький, становился вкладом в общую сокровищницу французского искусства».
(Яков Шапиро)

В залах галереи экспонируется 30 произведений из частных собраний. Среди них работы
Хаима Сутина – «Женщина в большой шляпе» и «Пейзаж в Кань» (обе – 1923-24), Льва Бакста
«В гареме» (сер. 1910-х), Марка Шагала «Деревенский пейзаж с часами» (1930). Несколькими работами представлены Моисей Кислинг, Осип Цадкин, Вера Рохлина, Яков Шапиро, Константин Терешкович. Кроме того, можно будет увидеть работы Савелия Сорина, Абрама Маневича, Мишеля Кикоина и Маревны.

КУРАТОР ВЫСТАВКИ
Наталия Курникова