ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ РУССКОЙ АБСТРАКЦИИ
12 ноября 2022 - 12 февраля 2023
В 2006 году галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ впервые в России показала выставку работ четырех французских авангардистов русского происхождения – Андрея Ланского, Сергея Полякова, Николая де Сталя и Сергея Шаршуна, таким образом представив волну абстрактного искусства, прокатившуюся по Европе в середине ХХ века. С тех пор имена этих художников, а также ряд других, ранее неизвестных знатокам и широкой публике, влились в отечественный культурный оборот, и с высоты этого опыта мы предлагаем зрителю посмотреть новую экспозицию и оценить это художественное явление.

В апреле 1944 года в оккупированном Париже состоялась одна из последних прижизненных выставок Василия Кандинского. Галерея Жанны Бюше давно работала с Кандинским, но эта выставка символично соединила произведения мэтра с работами малоизвестного художника Николая де Сталя (1914–1955), который только что отказался от предметного искусства в пользу чистой абстракции. Эстафета была принята. Де Сталь в короткое время становится одной из знаковых фигур послевоенного искусства. Самоубийство, так рано, на самом взлете оборвавшее жизнь художника, печально подтверждает, что только мощная эмоциональная натура способна на восхождение к абстракции и ее преодоление в пользу новаторского, обобщенного, цветового обозначения объекта, сведенного к его самой сути.

Андрей Ланской (1902–1976) так же, как и Николай де Сталь, несомненно, является наследником Кандинского. Его разворот в беспредметность случился раньше, в 1937-м, но еще десятилетие была ощутима связь его искусства с вещным миром. Ланской становится ярким представителем так называемой «лирической абстракции», возникшей после разрыва с абстракцией геометрических форм, определявшей это направление в 1920–1930-е годы. «Искусство стало инстинктивным, экзистенциальным "актом", криком, песней красок и линий» (Ж.-К. Маркадэ).

Знакомство Сергея Полякова (1900–1969) с Кандинским, Робером и Соней Делоне в 1937 году имело результат – первая абстракция молодого художника выставлена в 1938-м в галерее Le Niveau. Однако, в отличие от Ланского и де Сталя, основные ориентиры ему пришли от Делоне. В зрелый период творчества он работал большими цветовыми формами, достигая медитативной уравновешенности композиций, и это искусство кажется родственным полотнам Ротко и равноудалено как от геометрической, так и от «лирической» абстракции.

К направлению «лирической абстракции» чуть позже примкнул Петр Дмитриенко (1925–1974), сын русских эмигрантов, родившийся уже в Париже. Он высоко ценил живопись Ланского, Полякова и де Сталя, наследуя их опыту изучения материи и одухотворения ее в живописном процессе. Природное начало его картин, осмысление состояний живой среды становятся средством поиска основ мироздания через абстрактное творческое мышление.

«Петр Гримм родился от встречи Византии и Боннара, и его искусство представляет собой одновременно их слияние и метаморфозу», – так поэтично описал искусствовед Ж.-Д. Рей живопись Гримма (1898–1979). Переход от фигуративности к абстракции в предметной среде натюрмортов происходил через постепенное исчезновение форм, которые превращаются в ритмы, через разрастание плоскостей, которые нивелируют объекты в пользу чистого цвета.

Сергей Шаршун (1888–1975), прошедший самый длинный и разнообразный путь в авангардных направлениях, знаменит уже тем, что представил собой русский дадаизм. Он был участником большинства новаторских течений, определивших конфигурацию современного искусства, среди них: «орнаментальный кубизм», пуризм, «эластичные пейзажи», «импрессионистический орнаментализм» и другие; он «беспрестанно умирает и возрождается» (С. Шаршун), оставаясь неоспоримо самобытным и честным в искусстве. Крайней бедностью объяснялся мелкий формат большинства довоенных работ, до 1944-го, когда Шаршун получил долговременный контракт с галереей Раймона Креза. Тяготение к мечте, духовности, мистицизм и тайна всегда сопровождают художника. В последние двадцать лет жизни музыка становится основным двигателем его искусства.

Музыка составляла жизненно-творческий контекст для всех представленных на выставке художников. Последнее полотно Николая де Сталя «Концерт», невероятно впечатляющее, написано под влиянием музыки Шёнберга и Веберна. «Палитра – это тембр, звук, голос» (де Сталь). Музыкальный ритм присущ многим картинам Андрея Ланского. Бетховен «дирижировал» Шаршуну, Петр Гримм писал абстракции на тему музыкального звука. Сергей Поляков был сам виртуозным гитаристом, а жена Петра Дмитриенко, Лилиан Кароль, – пианисткой.

Русские корни всех этих художников неизменно обращали их к истокам – древнерусской иконе, каждый из них черпал в ней силу, свои элементы формы и философии. Мистицизм, рождаемый духовностью, есть свойство русской культуры, и он присущ искусству русских модернистов, которые восприняли на новом уровне идеи абстрактной живописи, находясь в бессрочной эмиграции. Этим он выделял их на западном горизонте. «Духовная жизнь, частью которой является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов, есть движение вперед и ввысь, – писал В. Кандинский. – Оно есть движение познания. Оно может принимать различные формы, но в основном сохраняет тот же внутренний смысл и цель».

Экспозиция выставки включает 31 произведение из частных московских собраний.

КУРАТОР ВЫСТАВКИ
Наталия Курникова